Алан КАТКАРТ,
фото Киоши НАКАМУРЫ
Спросите знатока, кто первым построил 2-цилиндровый мотоциклетный двигатель с двумя верхними распредвалами и 4-клапанными головками. Можете смело биться об заклад - он не знает. А надо кричать VIVE LA FRANCE!
В наши дни, когда Ducati Desmosedici убедительно доказал европейское превосходство в самых престижных мотогонках, особенно интересно оглянуться лет этак на сто назад - и увидите, что и тогда дела обстояли не хуже. Разве что тон задавали французы. Суперзвездой среди тогдашних конструкторов блистал инженер компании Peugeot Эрнст Анри. Именно он построил в 1913 году гоночный мотоцикл с 500-кубовым рядным 2-цилиндровым двигателем, с двумя верхними распредвалами и 4-клапанными головками. И он же разработал гоночный автомобильный мотор с десмодромным приводом клапанов, а в 1920 году - первый в мире двигатель с 5-клапанными головками цилиндров. Вот так-то, Ducati и Yamaha, - приоритет не за вами!
Гоночный Peugeot 500 1922 года - самая совершенная техническая конструкция для своего времени.
А вообще-то семья Пежо основала свою «железоделательную» компанию аж в 1811 году! Конечно, тогда она выпускала не мотоциклы и автомобили, а... стальные планки для корсетов и кринолинов. Потом пришел черед каркасов для зонтиков, велосипедных колес и, наконец, добрались до велосипедов. Двоюродные братья Эжен и Арман Пежо представили свой первый велосипед (типа «паук» - с гигантским передним и крохотным задним колесами) в 1882 году, а уже в 1889 году на Всемирной выставке в Париже - трицикл с паровым двигателем. К 1913 году Peugeot стал крупнейшим во Франции производителем автомобилей: он выпускал по 10 000 машин в год.
И в производстве мотоциклов Peugeot не отставал. Эжен Пежо построил свой первый мотоцикл еще в 1898 году, а через три года компания развернула серийное производство - раньше, чем Triumph, Harley-Davidson или Husqvarna. Поначалу компания закупала двигатели на стороне, но с 1906 года освоила собственные V-образные «двойки» большого рабочего объема - 726 и 994 см3. Они были настолько мощны и надежны, что вскоре завоевали отличную репутацию и за пределами Франции, и многие промышленники устанавливали эти моторы в собственные шасси. Например, известно, что в 1907 году Рем Фулер на Norton выиграл самую первую гонку Tourist Trophy. Но все ли осведомлены о том, что на мотоцикле-победителе стоял двигатель Peugeot? В дебютной гонке на знаменитом английском треке «Брук-лэндс» в 1908 году первыми к финишу пришли два британских мотоцикла NLG - тоже с французскими моторами.
Наружные пружины клапанов и особенно верхняя шестеренная пара привода ГРМ расположены совсем рядом с рычагом переключения 3-ступенчатой КП - осторожно, не промахнитесь! Оба цилиндра питает один карбюратор.
Вдохновленные успехами, руководители компании решили, использовав накопленный опыт в проектировании автомобильных и авиационных двигателей, приступить к разработке собственного гоночного мотоцикла. Трудно было найти лучшего специалиста, чем инженер Эрнст Анри, - он и спроектировал тот чудо-байк, с запева о котором мы начали рассказ. Эта машина на десятки лет опережала свое время, в том числе и тогдашние технологии. Ведь охлаждение 4-клапанных головок - совсем непростое дело (через 50 лет с ними еще как помучаются инженеры Honda), а уж сто лет назад качество материалов было совсем не ах. Первая мировая война прервала развитие конструкции, после войны она возродилась, но уже в другом виде.
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.