Евгений ШТИЛЬ,
фото участников экспедиции
Через 30 км начались совсем мягкие пески. Мотоциклы прорывались с трудом. Участков с твердой поверхностью становилось все меньше и меньше. Переключаешься с третьей на вторую передачу, а то ползешь и на первой. Сергей Синельник сидел на мотоцикле один, и ему удавалось проходить пески, не закапываясь, но на других мотиках ехали по два седока да еще с грузом, так те зарывались прилично. Пассажиру приходилось на ходу спрыгивать и подталкивать аппарат. С Сашей Синельником ехал фотограф Саша Кислов, но какая уж тут съемка. На этом мотоцикле сломалась первая передача, отремонтировать уже не удалось. А без нее в таких условиях «тяжело» - не то слово.
Вдруг слева и справа появились озера с чистой голубой водой - вот тебе и пустыня! Смотрим и глазам не верим - может, свернем искупаться? А потом поняли: это миражи, вечные спутники путешественников в жарких песках. Обман и ловушка. Глазам в этих краях доверять нельзя. Так, например, видишь: вдали появился путник, он идет тебе навстречу, переступает ногами, но чуть проедешь, приблизишься - и оказывается это столб, врытый в песок. А мы, когда удалялись друг от друга, представали то огромным грузовиком, то плывущей лодкой.
Саша Синельник решил попробовать на своем мотоцикле ехать по насыпи железной дороги, а потом забрался и на шпалы. Оказалось, ехать по шпалам невозможно, а вот по насыпи в некоторых местах удается, там поверхность тверже.
Виталий Мельничук случайно въехал поперек глубокой колеи. От удара Леша Савинов вылетел из коляски, пролетел метров пять и сильно ударился головой о камни. Виталию же мотоцикл прищемил ногу. Но все обошлось.
Смотрим на себя - все пропитались пылью, ее не вытряхнешь, не вычистишь. С нетерпением ждем Нила - искупаться да постираться. Наконец мелькнули зеленые кустики. Какая-то группа растений, а среди них - арбузики! Настоящие! Принялись спорить, можно их есть или нет? Саша Кислов доказывал, что «вполне можно». Остальные побоялись. Как руководитель экспедиции Саша Синельник взялся опробовать арбуз на себе. Какая страшная горечь! Плюется, а горечь не проходит. Прополоскал рот водой - стало еще хуже. Хорошо, не отравился. Так с горечью во рту весь день и ехал. Через сутки только прошла.
Мимо проехал грузовик, а в кузове - коровы качаются, падают на кочках, несчастные. Это первый автомобиль, который мы встретили в Нубийской пустыне.
Интересно, куда тут можно коров везти, им же здесь есть нечего?!
Поприветствовали встретившихся мужчин. Здесь, когда приветствуешь людей взмахом руки, они все враз тоже взмахивают руками - такое встречается только в Африке: не ответить на приветствие тут считается дурным тоном.
...Ну, вот и пересечена четвертая пустыня. Позади 950 км сквозь северный Судан, через Нубийскую пустыню. Реально по пустыням Африки на отечественных мотоциклах можно путешествовать только зимой-весной, летом же и сам сгоришь, и моторы у техники полетят. Поэтому решили сделать перерыв - вернулись домой.
В Судан после годового перерыва прибыли в феврале. Вроде бы зима, а температура воздуха зашкаливает за +30°. На территории посольства РФ в Хартуме печально стояли наши «Ижи». Видимо, уже и не чаяли нас увидеть. За год над городом пронеслось столько пыльных бурь, что никакие чехлы не спасли аппараты, они покрылись толстым слоем пыли. Ну, за работу! Впереди - великая Сахара. Но «реанимировать» один из «Ижей» так и не удалось... Поехали на двух прямиком на юг через Эфиопию, Кению, Танзанию, Замбию, Ботсвану и Намибию и целых три пустыни - Чалби, Калахари и Намиб. На этом маршруте меньше стреляют. К команде присоединился наш белорусский друг Сергей Муравицкий, инженер-механик. И в первый же день после отъезда из Хартума на него свалилась пренеприятнейшая работа: разгоряченные стартовыми километрами ближе к ночи мы свернули с трассы в саванну искать место под палатку. И пробили все шесть колес сразу! Оказалось, земля тут покрыта мириадами огромных колючек, в сумерках их и не заметили. А колючки словно из стали сделаны... На запах резинового клея из зарослей выбегали антилопы, а от дороги - суданцы с вопросом, что это мы тут такое вкусное готовим? Так, на первых километрах закончились все запасы камер и покрышек, а впереди - около 10 000 километров по Африке.
Эфиопию хотелось миновать поскорее, но не тут-то было. Дорог хороших нет, горы, жуткие серпантины. Все это не для слабеньких «Ижей» - даже в самую скромную горку они не тянут. Переключаешься на первую передачу, да еще и седок выпрыгивает, подталкивает. Двигатель просто горит - останавливаемся остудить, хорошо, что в горах не жарко, градусов 10-15, но страшная духота - не натолкаешься. С горем пополам на подъем в один километр иногда тратили по два часа.
Кругом постоянно натыкались на остатки недавней войны. Бесчисленные танки, пушки, бронетранспортеры, какие-то дзоты, укрепления, разбросанные буквально по всей округе. Дети играют на них, привыкли.
В стране жуткая бедность, нас постоянно «облепляли» любопытные аборигены и «ю-ю-юкающие» дети. Они галдели, кричали, что-то клянчили. Раз толпа детей и взрослых обступила нас так, что невозможно было двинуться с места. Затем одновременно десятки рук полезли в наши вещи, карманы. Пока отгоняли аборигенов в одном месте, улыбаясь сквозь стиснутые в гневе зубы, в другом они выхватывали вещи. Тихая «битва» продолжалась недолго, толпа разошлась так же молниеносно, как и образовалась. Команда кинулась считать убытки. С ужасом обнаружили, что нет навигатора GPS, плеера, коллекции дисков, исчезли туалетные принадлежности - зубная паста, щетки, полотенце; исчезла любимая «боевая» бейсболка Виталия, которая объездила с ним полсотни стран; перчатки, еще какие-то мелочи. Сергей Синельник вначале просто рассвирепел, но потом взял себя в руки и с надеждой вернуть похищенное поехал по поселку искать старосту.
Ему указали на каких-то стариков. Но те ничем не помогли - то ли эти старики не пользовались уважением, то ли с их «благословения» нас обокрали. Так и уехали ни с чем.
Сергей успокаивал: «Зато теперь эфиопы познакомятся с русской музыкой, а кто-то из детей начнет чистить зубы». Долго эти мысли были единственным утешением от понесенных потерь. Но самое неприятное выяснилось позже. В пылу налета кто-то самый ловкий проткнул на одном из мотоциклов бензобак. Текущий из бака бензин заметили не сразу. Хорошо, не взлетели на воздух!
А вот и граница с Кенией и наша цель - пустыня Чалби. Новая палитра красок взволновала художников экспедиции Виталия Мель-ничука и Сашу Синельника. Зарисовки, фотографии и любование, любование. Но уж чего не ждали от этих мест, так это встречи с НЛО - иначе это явление не назовешь. Началось все поздно вечером, с темнотой. Неожиданно справа, на нашем траверзе, появились две светящиеся точки: фонарики - не фонарики, огни - не огни... Они сопровождали нас километров десять, не приближаясь и не удаляясь. Все одновременно почувствовали странное тяжелое ощущение.
Из поганого места, от тех огоньков ехали, пока не прошло напряжение и все внутри не успокоилось. Огляделись - на новом месте никаких огоньков нет. Все тут же провалились в глубокий сон.
Продолжение следует...
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.