Александр ВОРОНЦОВ,
фото из архива редакции,
а также Harley-Davidson и BMW
Вообще-то мотоцикл всегда был олицетворением свободы и, как бы поточнее... некоторой вседозволенности. А эти!.. Их девиз: Стоять! Бояться!
Офицер департамента полиции Детройта и его Harley-Davidson, 1915 год.
Можно только восхищаться мужеством (или дивиться тупости?) тех копов начала XX века, которые решились сменить привычную лошадь на новоявленное техническое диво - мотоцикл. Сами посудите: его еще попробуй заведи - ни сцепления, ни коробки передач, тогда даже кикстартера для него еще не предусмотрели. Да и побегай-поищи для него бензин - пощипать травку у салуна он категорически отказывается. То свечи «забрасывает», то приводной ремень рвется, то еще какую подлюку этот механический жеребец подкинет... На ум приходит только один аргумент в пользу «железной кобылы»: видать, это чудо техники воздействовало на слабых умом нарушителей порядка - вводило их в ступор. Точно так же были ошеломлены инки да ацтеки пятьюстами годами раньше, впервые столкнувшись с поразительным гибридом - всадником на лошади.
«Японский городовой» на мотоцикле позабытой марки Cabton, 1954 год.
Как бы то ни было, но отдельные полицейские в США, Германии или Англии уже больше ста лет назад отваживались выезжать на патрулирование на своих собственных мотоциклах. (Откуда у них такие средства? Ведь мотоцикл в те времена стоил совершенно несусветные бабки! Ох, ручки волосаты...) Инициатива пришлась ко двору, и в 1908 году впервые были произведены официальные закупки мотоциклов для полиции. Это произошло в США, в городах Детройт и Портленд. Выбор пал на самые популярные в ту пору марки - Harley-Davidson и Indian.
|
|
Поначалу полицейские мотоциклы ничем не отличались от обычных, разве что на службу старались подбирать модели бравые, то бишь мощные и выносливые. Еще одно условие - они должны были происходить из массовых серий, чтобы не возникали проблемы с запчастями и обслуживанием. Так в Европе мало-помалу любимым мотоциклом местных полицейских стал BMW, а в США - Harley. Они остаются самыми распространенными «марками на службе» до сих пор! Причем, если H-D популярен в основном у американских копов, то BMW - во всем мире. Сейчас 80 000 мотоциклов немецкой марки служат в 150 странах, да что там - их используют 140 подразделений даже в США!
Servicar на полицейской службе, Чикаго, 1951 год.
Со временем полицейские обнаружили, что на мотоцикле можно возить множество полезных вещей -от наручников до вооружения, от напарника до радиостанции (причем в те легендарные времена радио порой весило поболе человека). Так стали востребованы мотоциклы с коляской, а также более экзотичные гибриды - такие, как грузовой трайк Harley-Davidson Servicar.
Moto Guzzi для карабинеров. Обратите внимание: для «мигалки» -телескопическая штанга.
Хотя машину создали с прицелом не на полицейских, а на мелких торговцев, именно в полиции она обрела себя. Что подтверждает рекорд долгожительства: ее выпускали с 1932 аж по 1974 годы. Впрочем, не всегда у служителей правопорядка пользовались спросом только тяжелые мощные мотоциклы. Например, в Великобритании в 50-е и 60-е годы любимым аппаратом полицейских-патрульных был Velocette LE - машина, о которой, если откровенно, не скажешь, что у нее выдающаяся динамика: всего-то 8 л.с. и 90 км/ч. За что же ее любили? А вот как раз за мотор: 2-цилиндровый нижнеклапанный оппозит жидкостного охлаждения, феноменально живучий, не тряский и бесшумный. К тому же LE оснащали подножками-платформами, наколенными щитками и ветровым стеклом. Полицейский мог провести всю смену в движении, нисколько не устав, а «шепот» двигателя был настолько тих, что иной раз, говорят, удавалось застать преступников врасплох. Отсюда пошло разделение: большие, мощные мотоциклы - для патрулирования автострад и хайвеев, а также эскортной службы, и юркие недорогие аппараты - для службы в городе. Среди «больших» в 60-е годы разгорелась нешуточная война: BMW начал теснить Harley даже на его родине, в США! В битву ввязался еще один выходец из Европы -Moto Guzzi. Итальянская компания, его производящая, во второй половине 60-х развернула производство машин с большими V-образными «двойками», которые настолько полюбились полицейским, что их приняли на вооружение даже в Калифорнии.
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.