Александр ВОРОНЦОВ,
фото автора
Я был в раю. Целых три часа. Райский сад разбит на окраине Милана, в небольшом выставочном центре Palazzo del Ghiaccio. Здесь вы воочию можете оценить искусство радиайва.
Как же надо любить мотоцикл, чтобы чуть ли не каждый год проводить такие выставки! Два года назад* местные энтузиасты устроили экспозицию, посвященную 100-летию серийного производства мотоциклов в Италии. На сей раз они предложили взглянуть на любимца как на произведение искусства. Обошлись своими силами - практически без привлечения машин из сторонних собраний, в том числе заводских музеев.
Сколько уникальных мотоциклов «живет» в Милане и его окрестностях? Не знаю. В выставочном зале их 75. Причем энтузиасты, объединенные в клуб Collezione Motociclistica Milanese, показали только послевоенные.
75? И показать вам все? Но журнал не резиновый. На этот раз только самые интересные и необычные.
Новые времена всегда вызывают надежды на то, что теперь все пойдет по-другому. Первые послевоенные годы вызвали к жизни немало неординарных конструкций - разве можно после жестокой встряски жить по-старому? Одна из них - Moto Major 350, спроектированная в 1948 году итальянским инженером Сальваторе Майорка. Не только внешность машины авангардна - конструктор остроумно устроил подрессоривание - соединил ступицы и обода колес резиновыми кольцам* Увы, с авангардизмом чуток переборщил, и дальше постройки опытного образца дело не пошло.
Более практичный авангардизм (как это ни звучит несуразно) - Sunbeam S7 1947 года. Крупнейший английский концерн BSA купил компанию Sunbeam на исходе войны и во избежание внутренней конкуренции заказал инженеру Эрлингу Поппу «что-нибудь этакое». Тот и постарался: продольно расположил рядный 500-кубовый двигатель (мощностью 25 л.с, с верхним распредвалом) в дуплексной раме, сделав привод на заднее колесо валом через червячную передачу. Колеса на широкопрофильных шинах он сочетал с самыми современными на тот момент подвесками: «телескоп» -спереди, свечная - сзади. Увы, та самая червячная передача лимитировала максимальную скорость (120 км/ч - не слишком много для «пятисотки»), и, скорее всего, поэтому спрос оказался умеренным: за 10 лет концерн выпустил чуть больше 2 100 таких машин.
Вплоть до конца 60-х годов основная масса гонщиков выступала на британских мотоциклах. И не только потому, что они были лучшими и доступными: англичане развернули чуть ли не массовое их производство. Типичный образец - этот AJS 7R по прозвищу «Boy Racer», его выпускали с 1948 по 1963 гг. За эти годы мощность 1-цилиндрового 4-тактного 350-кубового двигателя разработчики подняли с 28 до 40 л.с, так что аппарат мог разгоняться до внушающих уважение 190 км/ч. Обратили внимание на золотистый цвет картера и кожуха Цепи привода верхнего распредвала? Правильно, эти детали изготовлены из магниевого сплава.
Итальянская компания Rumi во время Второй мировой войны выпускала миниатюрные подводные лодки для диверсантов Муссолини. После войны решила применить накопленный опыт в производстве мототехники. На фото - Rumi 125 Sport 1951 года. 2-цилиндровый (!) 2-тактный двигатель мощностью 7,5 л.с. разгонял малыша до скорости 105 км/ч. Компания выпускала с этим мотором и скутеры, тоже очень необычные -с несущим алюминиевым корпусом-монококом. Кстати, и нынешние владельцы (а фирма всегда принадлежала семье Руми), занимаясь своим основным -судостроительным бизнесом, интерес к мотоциклам не теряют: спонсируют гоночные команды.
«Пожарный красный» - пол таким прозвищем знали эти великолепные мотоциклы на гоночных трассах 60-х годов. 3-цилиндровая 4-такт-ная MV Ayusta - едва ли не самый успешный спортивный снаряд за всю историю шоссейно-кольцевых гонок: с 1965 по 1974 годы он добыл для своей компании 10 высших титулов в зачете производителей, а легендарный итальянец Джакомо Агостини в те же годы на этом байке стал 13-кратным чемпионом мира: шесть побед в классе 350 см3 и семь -в «пятисотках». Лишь техническая революция - всеобщий переход в спорте на 2-тактные моторы - сбросила этого короля с пьедестала.
Под мощным прессингом японских компаний в конце 60-х годов даже англичане задумались о пользе измены традициям. Так появился этот оригинальный 3-колесный полумопед-полускутер Ariel 3. 50-кубовый 2-тактный двигатель запускался с помощью педалей. «Изюминка» конструкции - в специальной пружинной подвеске заднего 2-колесного блока: благодаря ей передняя часть могла наклоняться в поворотах. Увы, специфику спроса англичане не угадали. В 1970-1971 годах было выпущено всего несколько сотен машин. А вот в наши дни Honda производит подобный скутер Gyro тысячами!
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.