Дмитрий ВЕРИЧЕВ,
фото Дмитрия ТЮРИНА
«Не хочешь учиться - придется лечиться». К езде на мотоцикле эта незатейливая мудрость имеет самое что ни на есть прямое отношение.
Речь не только о новичках. Те самоучки, которые не первый год в седле, но ездят с переменным успехом (и травмами), чаще всего тоже нуждаются в шлифовке навыков и подсказке профессионала, который бы наметанным глазом оценивал их уровень езды. «Корректировка стереотипов в управлении - самая сложная задача для инструктора, - рассказали в столичной школе Pilot Racing Team. - Гораздо проще обучить «правильной» езде того, кто впервые сел за руль.»
В PRT и обучают, и переучивают довольно давно, уже семь лет. Дело не только в том, что здесь опытные и, что очень важно, терпеливые инструкторы. Инструментов - полный набор: разноплановая мототехника, оборудованные площадки, а также методика, в основе которой проверенная практикой программа тренингов.
|
|
Первый уровень - для начинающих и тех, кто снова садится на мотоцикл после длительного перерыва. Курсантам разъясняют принципы управления, учат правильно переключать передачи, «ставят» зрение. Начальный курс по сути напоминает подготовку к сдаче на права. Но углубленную: в PRT не просто показывают, как нужно отпускать сцепление, а разъясняют физику процесса управления байком. И не отмахивайтесь: только усвоив связь между действиями пилота и поведением мотоцикла, можно переходить к более сложным элементам вождения. Инструкторы тренируют на «змейке», «восьмерке» и «слаломе»...
Подозреваю, некоторые, мнящие себя мастерами пилотажа, сейчас высокомерно усмехнулись. И зря. Автор этих строк тоже отпускал шуточки при виде фигурно расставленных ярких конусов. Ухмыльнулся, когда инструктор ссадил меня с любимого «литра» и вручил чахлую «осьмушку». Но потом мою иронию как сдуло: силясь пройти «змейку», я попытался ломиться между вешек - и оплошал. А если честно, дважды. После оглушительного фиаско при выполнении, казалось бы, до безобразия примитивного упражнения пришлось признать, что учиться никогда не вредно... Причина провала оказалась проста, как конструкция поваленных мной пластмассовых конусов. В повседневной езде мы часто перемещаемся по синусоиде. Но автомобили, которые объезжаем, чай, не полметра длиной, и при «игре в шашки» на дороге амплитуда перестроений гораздо больше, а частота меньше, чем на учебной площадке, равно как больше и скорость маневра. Здесь же, на тренинге, расставив вешки близко друг к другу, инструкторы воссоздали ситуацию движения в заторе. При выполнении упражнения огромное значение имеют мелочи - посадка пилота, направление его взгляда и умение ездить «в натяг»: при таких маневрах как никогда важно удерживать крутящий момент на заднем колесе, за счет чего и сохраняется устойчивость мотоцикла посредством гироскопического эффекта его колес. Именно поэтому езда «в натяг» с использованием заднего тормоза вынесена в отдельный раздел начального курса обучения.
В рамках программы первого уровня подготовки новичков учат правильно тормозить и не бояться блокировки колес... В качестве учебных мотоциклов начинающим предлагают Yamaha TW125 и YBR125, BMW CS650 и GS650. Эти байки, казалось бы, абсолютно разные, но они схожи в главном - обладают спокойным характером и прощают ошибки неопытному пилоту.
|
|
Следующая ступень обучения рассчитана на водителей среднего уровня подготовки. Она включает в себя большую часть упражнений начального этапа, но на совсем других мотоциклах и более высоких скоростях. Тренинг проводится на площадке значительно большей по размеру, чем та, что для «первоклассников». На ней можно практиковать экстренное торможение, контрруление, прохождение поворотов. Техника для проведения таких занятий - те же BMW CS650 и GS650, но и куда более серьезные Yamaha Rl, R6, Honda CBR900RR Fireblade и Suzuki GSX-R600.
Венец программы - мастер-класс: инструкторы помогают опытным водителям раскрыть в себе и мотоцикле ранее не использованные возможности, в том числе постичь навыки стант-райдинга. Обучение проводят на тех же «спортах», которые используют на занятиях групп среднего уровня, плюс на ATV и триальном мотоцикле Beta. Естественно, байки защищены дополнительными дугами безопасности и упорами.
В PRT учли, что с каждым годом набирают популярность «миники». В учебном парке мотошколы модели мощностью от 2,5 до 14,5 л.с. Тренировки на мини-байках проходят круглый год - на открытых трассах и закрытых картодромах.
Сотрудники Pilot Racing Team свято блюдут принцип «обеспечить максимум безопасности». Если у курсанта нет собственной экипировки, каждый может подобрать себе полный комплект экипа из «гардероба» мотошколы.
Во всех бы мотошколах так... И побольше бы таких школ. А то ведь многие покупают моцы, чтобы душа пела, но петь не умеют - только орут да срывают «голос». Так что ищите школу: лучше пройти этап «повышения квалификации», чем угодить на этап заключения больничной койкой. Здесь только пролежни и получишь - вот и вся песня.
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.