Александр ОЗЕРОВ,
г. Таганрог Ростовская обл.
Меня, жителя периферийного города, нашел парень из Москвы, чтобы предложить построить мотоцикл. Неужто в столице нет достойных мастеров?.. Его пожелания по части конструкции были туманны, единственное, что не подлежало сомнению, -заказчикхотел получить «чоппер или что-то вроде того». Отлично, будем строить ЧТО-ТО ВРОДЕ ТОГО.
И еще одна вводная: «это» должно быть совершенно оригинальным, но недорогим... Ага, вот почему столичные байк-билдеры не взялись за заказ: техзадание слишком неопределенно да еще и «за дешево»! А я именно потому за него и схватился - можно пофантазировать.
Рукоятки, электрика - от мотоцикла-донора.
Например: почему бы ни сделать раму из алюминия? И отполировать ее? Ну и что из того, что собираю чоппер? Кто сказал, что запрещается строить для него раму по тем же принципам, что у «стритов»!? Конечно, был риск: ничего подобного ни в отечественных, ни в зарубежных журналах не встречал. Так буду первым!
Спроектировать «геометрию» несложно: полноценных чертежей не чертил - хватило эскизов. При расчете использовал методику из книги «Мотоцикл» 1956 года - с тех пор законы физики вроде бы не менялись. Особое внимание в книге уделено двум участкам рамы - рулевому узлу и месту крепления маятника. Их рассчитал на кручение и изгиб. Помогли основные принципы расчета передней вилки - их обнаружил в одном из американских журналов. Да и опыт какой-никакой есть: постройкой мотоциклов занимаюсь уже восемь лет, два моих аппарата получили призы «За лучший мотоцикл года» в конкурсе, который проводится в Ростове-на-Дону... В полученные результаты расчетов заложил четырехкратный запас надежности. Раму сконструировал так, что заднюю подвеску можно модернизировать, например, установить другой маятник с моноамортизатором или пневматической подвеской, а ширину заднего колеса увеличить до 300 мм. Не составит труда заменить кардан цепью или ремнем, для чего достаточно немного переделать маятник и вместо конической передачи привода карданного вала установить в подшипниках вторичный вал со звездочкой.
Рулевой узел не очень прост, поскольку он рассчитан на приличные нагрузки на изгиб и кручение.
Пока строил стапель, нашелся «донор» - битый Suzuki Intruder с пробегом всего 2500 км. При аварии «погибли» некоторые важные детали «Сузы», и заказанных запчастей пришлось ждать три месяца - это затормозило работу.
Удивительно, Россия - крупнейший экспортер алюминия, а прокат из подходящего сплава для рамы найти очень сложно! Но трубы и листовой алюминий, в конце концов, нашел. Постройка рамы - слишком ответственная часть работы, чтобы понадеяться на «авось все срастется». Нашел специалистов по спектральному анализу, отнес им образцы металла. Подтвердили: и трубы, и лист действительно из сплава АМГ6. А это отличный конструкционный материал!
Чтобы побиться большей жесткости, маятник изготовил из сдвоенных алюминиевых труб.
Начал с полировки труб. Токарный станок, наждачка, руки в кровь... Заблестели! Затем придумал кучу разнообразной оснастки - с нею можно с точностью до градуса «ловить» углы, под которыми нужно фрезеровать концы труб. Сваривал раму один из лучших сварщиков-аргонщиков с авиазавода нашего города. Попутно пришлось совершенствовать оборудование и технологию в целом. Например, при сварочных работах выяснилось, что стапель должен быть поворотным, а то сварщику трудно бегать вокруг него со своими шлангами и проводами.
Ну, вот и все - мотоцикл собран. Ездит отлично, владелец им доволен. А уж как довольна моя жена - наконец муж вернулся в семью!.. Но надолго ли?
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.