Евгений ПЕВЗНЕР,
эксперт «Мото», фото автора
Коллекционеры - они особенные. Предмет их увлечения - «одна, но пламенная страсть», труднопостижимый для постороннего мир. 1/1 потому далеко не каждый готов впустить в этот мир непосвященных. Эта же выставка - что называется, входи, и всякому здесь будет интересно!
Восстановленный "Красный Октябрь Л-300» из коллекции Евгения Шаманского.
Плакат на фронтоне Центрального музея современной истории России сообщал: «История мотоцикла в России», выставка Андрея Мятиева.
Андрей Мятиев - историк и коллекционер.
Тот, кто ждал увидеть много мотоциклов «живьем», ошибся - их было мало. Но так и задумано. Потому что у истории и реставрированной старины лишь в идеале много общего. На деле же восстановленные раритеты зачастую не в полной мере передают дух своей эпохи - на них накладывает отпечаток авторское восприятие времени реставраторами. И потом, найти в хорошей сохранности мотоцикл, скажем, довоенных лет удается все реже, а в полусгнивших полусгнил и отзвук прошлого... Зато старые фотографии, документы, предметы не утратили аромат «раньшего времени». Вот из них-то главным образом и состояла экспозиция - из старых фото, иной раз начала века, значков и эмблем мотообществ царской России и мотокоманд СССР, проспектов мотоциклов разных лет, кубков и личных вещей знаменитых гонщиков...
Harley-Davidson WLA 42 времен войны из коллекции Виктора Введенского и манекен в довоенной командирской форме.
Заслуга организатора экспозиции и владельца значительной части всей этой роскоши Андрея Мятиева, одного из самых толковых и удачливых российских собирателей, не только в том, что он сумел спасти от забвения и гибели уникальные вещи. Он вывел реликвии в современный формат «широкоэкранного» показа. Фотки карманного размера увеличены до размера в полстены - и рядом с тобою, зрителем, стоят в твой рост люди из 1918 года. Вот член Всероссийского общества мотоциклистов держит руль битого-мятого, скорее всего, «американца». Ты можешь лицо в лицо рассмотреть, как он горделив в своей кожанке и фуражке с инженерной кокардой. Рядом во френче с нелепым галстуком (но на мотоцикле!) явно учрежденческий служака. Еще один с усиками и в фуражке «ленинского» покроя... На другом фото вдоль обочины трассы мотогонки люди, в буденовке, кепи, шляпе, в гимнастерке, толстовке, сюртуке и белом пиджаке с «бабочкой» во все глаза наблюдают за несущимися в шаге от них мотоциклистами, а ты, зритель, тоже в шаге, по другую сторону этого живого коридора... Войдя во вкус «рассматривания под лупой», ты наклоняешься над стендами, читаешь документ с витиеватым названием: «Членский билет Общества содействия развитию автомобилизма и улучшения дорог в РСФСР, сокращенно «Автодор», вот значок участника пробега Москва-Тифлис-Москва, а вот «Билет Всесоюзной авто-мото-вело-лотереи» (лотерея была одним из источников средств для постройки мотозаводов, в частности, ленинградского «Красного Октября» и Ижевского опытного мотоциклетного в 1928-1934 гг.)... Вы когда-нибудь видели вот так, перед глазами, награды победителей мотогонок 20-30-х годов? А карбюраторы, которым столько же, сколько вашим прадедам, и их разрешается потрогать?.. Здесь мотоистория в «широком формате».
Оказывается, и в 50-60-е годы советскую мототехнику продвигали рекламными проспектами.
О каждом из предметов своей богатой коллекции Мятиев может рассказывать долго и увлеченно. Их набралось столько, что он просто вынужден был ее систематизировать, обобщить, и в конечном счете на свет появилась книга «История советского мотоцикла. 1924-1945». Ее презентация прошла в рамках выставки. Неоспоримое достоинство издания - масса уникальных фотографий, нигде ранее не публиковавшихся. Собранные за 20 лет, они составляют наиболее полную историю появления, развития и становления советских мотоциклов. Уникальный фолиант выпущен до обидного мизерным тиражом - всего 1000 экземпляров. Много потеряет тот, кто ее не полистает, а уж владельцам книги можно позавидовать... Знаете, не успокаивает даже то, что, как помечено на заглавной странице, это только первая часть. Вторая выйдет тем же тиражом?
Выставка работала всего 11 дней. Обидно и то, что экспозиция временная, постоянного места для нее не предвидится. Нам остается уповать, что устроители предстоящих российских мотосалонов и любого рода мотоэкспозиций (дарю гениальную идею) додумаются приглашать Мятиева с экспонатами его коллекции. Причем за деньги. Не в том смысле, что он должен будет платить, а наоборот - поскольку публика, уверен, станет ломиться на мотовыставки хотя бы для того, чтобы увидеть отечественную мотоциклетную историю вблизи, в деталях, доселе невиданных.
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.