Антон ВЛАСОВ,
фото из архива редакции
Покупка первого японского мотоцикла - столь же захватывающее приключение, как юношеская любовь. Довольно часто первым банком становится секонд-хэнд с 400-кубовым мотором. Но где он, тот единственный, если на рынке б/у мототехники столько всего, что даже профессионалы не берутся советовать «это плохо, а это хорошо - покупай!»?
Это самая распространенная кубатура мототехники в Японии: в стране высокие налоги на байки с большими моторами, вот почему из соображений экономии очень многие предпочитают передвигаться на мотоциклах-«четырехсотках». Полагаете, они по этому поводу комплексуют? Нисколько! Потому что байки такого «размера» легкие, экономичные и удобные для езды по городу. Никто другой, как японцы, не распробовал их «изюминки»: американцы на мотоциклы с мотором меньше 1000 см3 даже не смотрят, европейцы предпочитают двигатели «пол-литра» и 600 см3. Вот почему почти все «четырехсотой», поступающие на наш рынок, - внутри-японские модели. Не станем их чураться и как некоторые восклицать: «Нет, только не «япошки» - к ним ни запчастей, ни мануалов!», а расскажем в этом обзоре о наиболее популярных и интересных аппаратах класса «родстер» и «неоклассик».
«Они не едут», - скажут вам с высоты своего положения умудренные опытом байкеры, пересевшие с 400 «кубов» на 1800 и больше. Можете смело возражать: некоторые еще как едут! «Литры» быстрее разгоняются до 100 км/ч... на 3,5 секунды. Если для вас эта разница имеет большое значение, то вы либо гонщик, либо выпендрежник.
«Мотоциклы для начинающих». И все равно те же опытные почти всегда советуют новичкам байки этого класса. Правда, добавляют: «Через пару месяцев эта «чахотка» так надоест, что захочешь чего-нибудь побольше». И им трудно возразить. Но если вы никогда в жизни не сидели на японском мотоцикле, «четырехсотка» покажется ракетой. Особенно, когда приобретете спортивный Honda RVF400 или Kawasaki ZXR400 - прыти в малышах хоть отбавляй! Конечно, разбиться (не дай Бог!) можно и на самокате, но вероятность аварии на неожиданно резвой машинке все-таки куда больше. Вот и отнеситесь к «четырехсоткам» со всей серьезностью, а не как к полумертвому ослу. Если начинаете с нуля и хотите научиться ездить, а не выпендриваться перед друзьями, обратите внимание на 250-кубовые эндуро, особенно на замечательный «паркетный джип» Honda AX-1.
«Четырехсотка»-классик - мотоцикл с 4-цилиндровым мотором». Будет справедливо спросить: почему не с двумя или одним цилиндром? Вам, скорее всего, разъяснят: «четверка» лучше «крутится», у нее больше «лошадей», и мотоцикл с таким мотором быстрее. С уважением выслушайте и осознайте: но ведь он еще и сложнее по конструкции, дороже в ремонте, тяжелее, шире, а кроме того, капризнее, менее надежный и недолговечный. Словом, у многоцилиндрового мотора свои плюсы и минусы. Не проходите мимо тех, что с подтвержденными достоинствами - с мотором V-twin, рядной «двойкой» или даже одноцилиндровым двигателем. Эти силовые агрегаты славятся большим ресурсом, хорошей тягой на низких и средних оборотах и, если вы гурман звука, привлекательным саундом. Такие мотоциклы, как Suzuki SV400 или Honda Bros Product II по-хорошему удивят владельцев надежностью, нестандартным для «четырехсоток» поведением на дороге, характеристиками V-твина, которые предают уверенности водителю. А городской Yamaha SRX400 хорош еще и тем, что он самый дешевый из техники этого класса, а также легок в управлении.
«Любой мотоцикл, «четырехсотая» в том числе, должен быть только Honda - и ни в коем случае не Kawasaki». Легенды о сверхнадежности аппаратов Honda - такой же миф, как и россказни о «ломкости» байков Kawasaki. Мне доводилось видеть и только что пришедшие из Японии вконец «убитые» СВ750, и привезенную в 20-летнем возрасте «четырехсотку» Kawasaki Zephyr, которая затем идеально работала несколько сезонов. Истина в том, что надежность подержанного японского мотоцикла зависит только от того, насколько правильно его эксплуатировали и обслуживали, а не от марки производителя. На рынке мотоциклов слишком остра конкуренция, чтобы кто-то из японских мотогигантов позволил себе делать что-то хуже других, а уж тем более гнать халтуру и явно некачественный продукт.
«Родстеры и «классики» при легких падениях страдают меньше, чем спортбайки». И это тоже не так. «Разложить» спортбайк (если он без слайдеров - а мы рассматриваем такой случай) чревато повреждениями пластика. Но пластик зачастую можно восстановить. Самые бьющиеся части родстеров - стаканы приборной панели, фара и боковые крышки двигателя. Эти детали вы вряд ли сможете склеить - их нужно менять. Вот и прикиньте: например, б/у «приборка» Honda CB400 стоит 10 000-12 000 рублей. Так что накладно падать на любых мотоциклах.
«Масляно-воздушное охлаждение хуже, чем жидкостное». Так утверждают те, кто плохо знаком с «воздушниками». А ведь у них более развито оребрение цилиндров, как правило, они открыты набегающему потоку воздуха. У них так устроена система теплообмена, что перегреть их почти невозможно. А кроме того, «воздушники» лишены такой хрупкой детали, как радиатор системы жидкостного охлаждения (который еще приходится и периодически обслуживать). Давно доказано: чем техника конструктивно проще, тем в ней меньше деталей, которые могут сломаться.
HONDA Bros Product II (индекс модели - NT400 MKII Bros) ¦ Масса - 164 кг ¦ Высота по седлу - 778 мм ¦ Мощность двигателя - 37 л.с. при 8500 об/мин ¦ Макс, крутящий момент - 35 Н-м при 6500 об/мин ¦ Ориентировочная цена* - 55 000-75 000 руб.**
Дебютировавший почти 20 лет назад мотоцикл выглядит современным и сегодня. Инженеры Honda надолго опередили свое время, создав этот неординарный родстер с двухцилиндровым V-образным мотором, диагональной алюминиевой рамой и консольным маятником. Несмотря на почтенный модельный возраст, Bros'ы и сейчас пользуются спросом. Что объяснимо: надежный мотор с 3-клапанными головками цилиндров, неплохие тормоза, яркая внешность. Благодаря V-образному двигателю мотоцикл узкий и легкий. Однако для рослых водителей Bros маловат. Внутрияпонская «четырехсотка», как ни странно, большим спросом у покупателей не пользовалась, поэтому мотоцикл выпускался недолго, лишь до 1993 года.
HONDA CB1 (прозвище «СиБиРаз») ¦ Масса - 168 кг ¦ Высота по седлу - 775 мм ¦ Мощность двигателя - 57 л.с. при 11 500 об/мин ¦ Макс. крутящий момент - 39 Н-м при 9500 об/мин ¦ Ориентировочная цена - 55 000-90 000 руб.
По мнению многих мотоциклистов, СВ1 - один из самых резвых 400-кубовых родстеров (в моторе 57 л.с, а не 53, как почти во всех «четырехсотках»-родстерах). Хорошая управляемость и лояльное отношение байка к ошибкам пилотирования сделали его популярным. Как и Honda Bros, CB1 выпускался недолго, поэтому возраст завозимого к нам секонд-хэнда уже близится к «совершеннолетию»: многим экземплярам по 18 лет.
Пусть вас не смущает «седина» и «бородатость» мотоцикла - если предыдущие владельцы за ним ухаживали, он прослужит еще не один сезон.
* На вторичном российском рынке.
** В перечне характеристик отсутствует значение максимальной скорости мотоциклов. Мы его не приводим, поскольку почти у всех «четырехсоток» скорость ограничена электроникой и равна 180 км/ч.
HONDA CB400 Super Four (у мотоциклистов получил прозвище «Суперфура») ¦ Характеристики модели 1996 года* ¦ Масса - 168 кг ¦ Высота по седлу - 770 мм ¦ Мощность двигателя - 53 л.с. при 10 000 об/мин ¦ Макс, крутящий момент 40 Н-м при 7500 об/мин ¦ Ориентировочная цена - 55 000-145 000 руб.
Мотоцикл, популярный в Японии и за ее пределами, в России стал почти культовым. Как и многие «четырехсотки», это внутрияпонская модель. Ее выпускают до сих пор, а раз так, то поныне производятся и запчасти. Силовой агрегат СВ400 получил от спортбайка CBR400RR. Инженеры его дефорсировали, сместили максимум крутящего момента с 10 000 об/мин на 7500. Мотор оказался настолько удачным, что с незначительными изменениями его устанавливают даже на модель 2008 года. Как и у всех «четырехсоток», слабое место СВ400 - подвески, особенно вилка (способ «лечения» стандартный: масло - погуще, пружины - пожестче). За многие годы производства (мотоцикл дебютировал в 1992 году) у СВ400 изменялся разве что внешний вид, да и то немного: основательный рестайлинг провели в 1995 году, когда появилась модификация VR со старомодным полуобтекателем (VR выпускалась недолго, потому она довольно редкая). Самый существенный «апгрейд» произведен в 1998 году - двигатель байка обзавелся системой Vtec (используемой и на другой технике марки Honda). «Фишка» проста: чтобы достичь максимум крутящего момента на всех оборотах, до определенного предела силовой агрегат работает в режиме «два клапана на цилиндр». Когда же обороты коленвала превосходят этот предел, подключаются до сих пор не задействованные клапаны - и движок «дышит полной грудью». Суждения о том, что система Vtec сложна и ненадежна - не более чем очередной миф.
KAWASAKI ZRX400 ¦ Характеристика модификации 1997 года выпуска ¦ Снаряженная масса - 185 кг ¦ Высота по седлу - 780 мм ¦ Мощность двигателя - 53 л.с. при 11 000 об/мин ¦ Макс, крутящий момент - 37 Н-м при 9000 об/мин ¦ Ориентировочная цена - 60 000-80 000 руб.
Яркий пример обманчивой внешности: эдакий японский старец, с виду безобидный, но на самом деле великий мастер кун-фу. Мотоцикл построен в стиле мускул-байков 80-х: квадратная фара, небольшой обтекатель, задняя подвеска с двумя амортизаторами, глушители конической формы. При всем при том это продукт совершенных конструкторских решений - с современным маятником, мощными тормозами и 4-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения (заимствованным у любимца российской публики Kawasaki ZZ-R400). Мотоцикл удобен для рослых, что редкость в племени «четырехсоток». Владельцы ZRX400 отмечают, что байк эргономичен, на удивление вместительно его подседельное пространство (в него помещается набор инструментов и дождевик). Аппарат наделен харизмой: этого у ZRX не отнять - он один из самых стильных мотоциклов класса 400 см3... Выпускалась и версия ZRX II - она с круглой фарой и без полуобтекателя.
KAWASAKI ZR400 Zephyr («Зефир») ¦ Характеристики модификации Zephyr X 1996 года выпуска ¦ Масса - 177 кг ¦ Высота по седлу - 775 мм ¦ Мощность двигателя - 53 л.с. при 11 000 об/мин ¦ Макс. крутящий момент - 35 Н-м при 9500 об/мин ¦ Ориентировочная цена - 55 000-145 000 руб.
Мотоциклы Kawasaki заняли нишу настоящих 400-кубовых «классиков», немного старомодных, но, безусловно, стильных. Яркий представитель старой школы городского байка - ZR400 Zephyr. Можно сказать, архаичный двигатель масляно-воздушного охлаждения с двух-клапанными головками цилиндров «тянет» уже с 3500 об/мин, 6-ступенчатая коробка передач и классическая внешность - привет из прошлого. Существуют две модификации Zephyr 400: просто ZR400 (46 л.с.) и версия X (53 л.с). Обе машины в российских мотосалонах появляются редко - это байки на любителя.
* В ряде случаев в этом обзоре мы приводим технические характеристики определенных модификаций мотоциклов - наиболее распространенных на российском рынке подержанной техники и самых популярных.
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.