Марат ТУКТАРОВ,
г. Салават, Респ. Башкортостан,
фото Вадима АЛПАЕВА
В жизни я «автотерапевт с инжекторным уклоном» - привожу в порядок системы впрыска автомобилей. 15 лет назад «скрестил» УАЗ и «восьмерку» - прикольный получился джип! До сих пор он возит меня и друзей на все мототусовки. Но уместнее на байк-слеты ездить на мотоцикле. Самодельном, разумеется. Массивном, крепко сбитом, как боксер, с которым бился герой Сильвестра Сталлоне в фильме «Рокки». Звали его ИВАН ДРАГА.
«Днепр» 77-го года выпуска я купил за мешок сахара. Долго подбирал к нему заднее колесо, хотел найти пошире. Ну а дальше... Машины сами себя творят, а роль конструктора - как можно меньше им мешать... Основные принципы, которыми руководствовался, сделать конструкцию аппарата попроще и чтобы его детали были подоступнее.
Двигатель «Днепра» и так неплох, только вот системы питания и зажигания мешают ему работать в меру его возможностей. У «Ивана» искру вырабатывает комплект от «Оки»: трамблер, коммутатор, катушка зажигания - детали проверенные и надежные. С электроникой и карбюратором от вазовской «шестерки» мотор работает поразительно: холостые обороты - как у 49-го «Ижа»! Впускной коллектор (из нержавейки) изготовил так, что карбюратор сместился влево - дабы длина впускных труб обоих цилиндров была одинаковой. В результате получил четкую синхронность работы двигателя, резкий, без провалов подхват с любых оборотов. Заводится одним взмахом ноги - электростартер не устанавливал намеренно. К карбюратору подключил вакуумный регулятор опережения зажигания трамблера, а это шаг к снижению расхода топлива.
Редуктор (выделен красным кругом) расположен под сиденьем водителя, рядом с КП.
Разрежение от впускной системы подал в картеры коробки передач и редуктор через шланг с обратным клапаном (от ВАЗ 2108). Теперь течь масла из них невозможна. Перепад высот между карбюратором и баком мал. Чтобы не было перебоев с подачей топлива, бензин качает бензонасос от инжекторного ВАЗа.
Выпускные трубы сначала сходятся в резонаторе, а потом в глушителе прямоугольного сечения. Его коробку изнутри обложил термостойкой звукоизоляцией. Получился звук, о котором мечтал: ровный, мягкий, глубокий и очень низкий.
Карбюратор (выделен красным кругом) находится чуть ли не внутри бензобака.
Большое колесо - это сильно! Но где разместить карданный вал? Нашёл простой выход: перенёс редуктор с колеса на раму, рядом с КП. От карданного вала осталась лишь резиновая муфта. Она не только сглаживает рывки в трансмиссии, но и компенсирует огрехи сборки. На выходном валу редуктора закрепил звездочки (ведомые, от «Ижа») и соединил их двумя цепями с такими же звездочками, установленными на заднем колесе. Чтобы натяжение цепей не менялось при ходе подвески, совместил ось вращения выходного вала с осью качания заднего маятника.
Очень много времени потратил на изготовление траверс передней вилки. Оказалось, изготовить их так, чтобы получился нужный наклон перьев относительно рулевой колонки, сложная задача даже для хороших специалистов. Задняя подвеска вышла очень оригинальной. Она состоит из двух резиновых силовых элементов буферного типа двустороннего действия с прогрессивной характеристикой. Упругие элементы облачил в стальной бандаж и спрятал в пыльники передних стоек от 41-го «Москвича» - выглядят как пневмоподвеска. В паре с покрышкой шириной 255 мм (на диске шириной 11" она под давлением 0,9 атм. растянулась аж до 280 мм!) задняя подвеска мягко «проглатывает» неровности дороги. Это было приятной неожиданностью - ждал, будет намного жестче.
Упругие резиновые элементы задней подвески указаны стрелками.
И, наконец, бак... То, каким он получился, нравится едва ли не больше всего. Старался, чтобы он гармонировал с новым обликом мотоцикла, но оставался узнаваемым. Перекраивал шесть раз! Получилась деталь из 42-х кусочков, которые соединяют в общей сложности шесть метров шва аргоновой сварки! Для седла использовал три разных по мягкости материала. Несмотря на небольшую толщину, кресло получилось очень комфортным.
Сиденье - ручной работы.
Общие данные: длина - 2720 мм, ширина - 970 мм, база - 2070 мм, высота - 990 мм, высота по седлу - 520 мм, дорожный просвет - 120 мм, вес - 330 кг, объем бензобака - 33 л. Двигатель: «Днепр», рабочий объем - 650 см3, диаметр/ход - 78x68 мм, мощность - 36 л.с. Трансмиссия: КП, механизм сцепления, редуктор главной передачи - штатные, передача крутящего момента от редуктора на колесо - двумя цепями. Ходовая часть: рама - самодельная, перья передней вилки - «Иж-Орион», траверсы самодельные, задняя подвеска - с резиновыми силовыми элементами буферного типа двустороннего действия. Тормоза: передний - «Иж-Орион», задний - тормозной суппорт от «Оки», вентилируемый диск-от ВАЗ 2112. Шины: передняя - 3,75-18", задняя - BFGoodrich 255/55-18". Электрооборудование: фары и прочая светотехника - тюнинговая, автомобильная и мотоциклетная. Приборы: беспроводный велоспидометр, скоммутированный с 6-импульсным датчиком скорости ВАЗа и два ярких светодиода на кронштейне рукоятки сцепления (зарядка и давление масла).
Читать другие статьи по теме Мотоцикл «Урал», «Днепр»
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.