Александр ВОРОНЦОВ,
фото из архива редакции
Несколько интересных, казусных и трагических фактов из истории Tourist Trophy
Почему именно остров Мэн? Потому что на территории Великобритании в начале XX века действовало ограничение скорости
на дорогах (специальных гоночных трасс тогда просто не было) - 20 миль в час (32,8 км/ч). Остров Мэн - автономная
единица, и на многие принятые в метрополии ограничения его жители поплевывают с высокого дерева. Лимита скорости
на загородных дорогах здесь нет до сих пор.
Победитель самого первого Tourist Trophy - Чарльз Коллир (на переднем плане), сын основателя компании Matchless Гарри
Коллира, конструктор и гонщик. На его мотоцикле установлены верхнеклапанный 430-кубовый двигатель JAP без коробки
передач и запатентованная Коллирами рычажная вилка. Обратите внимание на экипировку победителя.
Откуда слово Tourist в названии одной из самых сложных гонок? Потому что идея соревнования возникла, когда верхушка
британского авто-мотоклуба возвращалась из Австрии с гонки за Международный мотокубок. Там команда Великобритании с
позором провалилась - английские гонщики на практически серийных мотоциклах не могли противостоять специальным гоночным
машинам из Франции, Германии и Австрии (по регламенту соревнований мотоцикл мог весить не более 50 кг, и в это
практически велосипедное шасси умудрялись втискивать 2-литровые моторы!). Поэтому было решено, в пику организаторам
Кубка, устроить соревнования для серийных (как их тогда называли, туристических) мотоциклов - со стандартными седлами,
педалями, крыльями и глушителями. Поначалу ввели даже ограничение расхода топлива: не более 3,1 л на 100 км для
одноцилиндровых машин и 3,8 л - для 2-цилиндровых.
На первом Tourist Trophy, проведенном в 1907 году, на старт вышли машины двух классов: одноцилиндровые и 2-цилиндровые.
Причем такое разделение ввели не потому, что 2-цилиндровые считались заведомо мощнее, наоборот - их признавали более
тихоходными. Так и получилось: победитель гонки, Чарльз Коллир на одноцилиндровом 430-кубовом Matchless, прошел дистанцию
со средней скоростью 61,5 км/ч, а лучший гонщик среди выступавших на 2-цилиндровых мотоциклах, Рембранд Фоулер на
670-кубовом Norton, показал лишь 58,2 км/ч. К чести гонщиков надо сказать, что такие довольно низкие скорости объясняются
тем, что им приходилось несколько раз останавливаться для замены свечей и пробитых шин. Гандикап для 2-цилиндровых
моторов отменили лишь в 1912 году, но вплоть до начала 50-х годов одноцилиндровые двигатели доминировали на трассе.
Ирландец Стэнли Вудз мчится к своей десятой победе в Tourist Trophy (1939 год, 350-кубовый Velocette).
Поначалу гонку проводили на коротком (25 км) кольце на равнинной западной части острова. Дело в том, что в 1905 году
состоялись пробные мотосоревнования - и односкоростные маломощные мотоциклы той поры просто не смогли одолеть подъемы!
Лишь в 1911 году трассой было избрано так называемое горное кольцо длиной 60 км, охватывающее почти весь остров и по
своей конфигурации близкое к современному маршруту гонки. Перепад высот на нем - около 400 м.
Традиционно все классы мотоциклов несут собственные наименования. Поначалу устроители гонки выделили Senior («старший»)
и Junior («младший»), которые с 1912 года относятся к кубатурам соответственно 500 и 350 см3. В 1920 году добавили
категорию Lightweight («легкий») - 250 см3, затем - Ultra-Lightweight («сверхлегкий») - 175 см3 в 1924 - 25 годах и
125 см3 с 1951 года. В наши дни классификация «слегка» изменена: Senior ТТ - 1000-кубовые мотоциклы, Junior TT -
600-кубовые. Кроме того, гонщики соревнуются в категориях Superbike и Superstock.
Эта пыльная сельская дорога -трасса Tourist Trophy 1911 года.
Британские гонщики на английских мотоциклах долго доминировали на трассе Tourist Trophy. Казус 1911 года: американцы на
мотоциклах Indian с ходу заняли три первых места, но этот результат долго считали досадной случайностью. Надо сказать,
гонщики с континента зачастили на остров Мэн лишь в 20-х годах, а по-настоящему международный характер ТТ приобрела лишь
в конце 30-х. Но даже десятилетия спустя итальянские, японские, немецкие концерны предпочитали нанимать для этого состязания
местных гонщиков - такую длинную и сложную трассу надо знать назубок!
После «казуса» 1911 года победа к мотоциклу иностранного (то есть не британского) производства пришла лишь в 1935 году,
когда Стэнли Вудз выиграл сразу в двух классах (250 и 500 см3) на итальянских Moto Guzzi. Эта же марка принесла победу и
первому с 1911 года иностранцу - итальянцу Омобоно Тенни (1937 год, 250 см3).
Боб Мак-Интайр в 1957 году на 500-кубовой Gilera стал первым гонщиком, который прошел трассу со средней скоростью 100 миль в час (160,9 км/ч).
Изготовление приза для победителя гонки - серебряной фигурки бога Гермеса на крылатом колесе - оплатил маркиз де Моузли
Сен-Мер, один из учредителей Tourist Trophy. Это переходящая награда, которую сроком на год получает победитель в классе
Senior. Перед Второй мировой войной его завоевал немец Георг «Шорш» Майер (BMW). После войны приз нашли в витрине одного
из венских магазинов.
Двухтактным моторам первую победу принес еще в 1912 году Фрэнк Эпплби (500-кубовый Scott). В начале 20-х годов пару гонок
выиграли спортсмены на 250-кубовых 2-тактных Levis. А затем наступила долгая пора тотального господства 4-тактных двигателей.
Лишь в 1962 году их гегемонию нарушил немец Эрнст Дегнер на 50-кубовом 2-тактном Suzuki.
Трасса Tourist Trophy стала испытательным полигоном для таких технических новшеств, как верхнеклапанные и верхневальные
двигатели, 4-клапанные головки цилиндров, коробки передач с ножным переключением, маятниковые и свечные подвески заднего
колеса, дисковые тормоза. Недаром говорят, что гонки улучшают породу!
Лес Грэм, самый первый чемпион мира в «пятисотках», на мотоцикле AJS на трассе первого этапа чемпионата - Tourist Trophy.
Победа в Tourist Trophy много значила для мотоциклетных компаний Англии. Можно сказать, что в довоенные времена ТТ была
«чемпионатом британских производителей». Лишь гранды могли не придавать значения гоночным успехам: крупнейшая в мире
мотоциклетная компания - BSA - лишь однажды, в 1921 году, выставила свою команду. Увы, все шесть мотоциклов вышли из строя,
не дойдя до финиша. С тех пор BSA больше не рисковала... Но то гиганты, а для небольших компаний победа на острове Мэн -
пропуск на пути к процветанию. Именно триумфальные выступления на ТТ вывели компанию Norton в первые ряды британских
мотопроизводителей.
Tourist Trophy с самого ее учреждения была вотчиной профессиональных гонщиков, а с 1923 года начался отсчет истории любительских
соревнований Manx Grand Prix. Если профессионалы приезжают на остров Мэн в начале лета, то любители - осенью. Поскольку
понятия «любитель» и «профессионал» применительно к ТТ весьма условны, то сейчас к Manx Grand Prix допускаются те гонщики,
которые не набирали очков в чемпионатах мира. Впрочем, у «искушенных» есть лазейка: они могут выйти на старт в заездах
классических гоночных мотоциклов.
Японские мотоциклы (Honda)дебютировали на трассе Tourist Trophy в 1959 году. Хотя они еще не могли бороться за первые места,
но командный приз в классе 125 см3 взяли с ходу.
Когда в 1949 году состоялся первый чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам, то первым его этапом стала Tourist Trophy.
Несколько десятков лет подряд она оставалась самой престижной гонкой чемпионата. Но со временем нарастал ропот гонщиков:
трасса слишком опасна! Когда в 1972 году погиб итальянец Джильберто Парлотти, его друг, многократный чемпион мира Джакомо
Агостини, призвал всех бойкотировать гонки ТТ. К середине 70-х элита на острове больше не появлялась - и с 1977 года Tourist
Trophy исключена из календаря чемпионата. С тех пор здесь проходят только «бои местного значения».
Остров Мэн расположен в Ирландском море, зажатом между Великобританией и Ирландией. С запада его атакует теплый воздух
Гольфстрима, с севера - арктические массы. Поэтому здесь часты туманы и дожди. Трасса гонки изобилует поворотами и перепадами
высот, часто проходит меж каменных изгородей и даже среди домов. Поэтому она не просто опасна, а очень опасна. С 1907 по
2006 годы здесь погибли 223 гонщика.
Гари Хокинг, победитель Senior ТТ 1962 года, с Кубком - фигурой Меркурия на крылатом колесе.
Абсолютный чемпион по числу выигранных гонок Tourist Trophy - ирландец Джой Данлоп - он побеждал 26 раз. Правда, его достижение
относится к тому времени, когда ТТ уже не входила в число этапов чемпионата мира. Среди тех, кто выступал на острове Мэн в
зачет чемпионата мира, самый результативный - легендарный английский гонщик Майкл Хэйлвуд - у него 14 побед. Ирландец Стэнли
Вудз с 10-ю победами лучший из тех, кто гонялся на этой трассе до Второй мировой войны.
Победитель самой первой гонки 1907 года Чарльз Коллир прошел дистанцию на своем Matchless со средней скоростью 61,5 км/ч. В
1925 году Говард Дэвис на мотоцикле HRD своей постройки взял рубеж 100 км/ч. Следующая круглая цифра - 100 миль в час
(160,9 км/ч) - покорилась Бобу Мак-Интайру (Gilera) в 1957 году. Современный рекорд трассы - 208 км/ч - установил в прошлом
году Джон Мак-Гинесс на мотоцикле Honda CBR1000RR Fireblade.
Сегодня отношение к Tourist Trophy - вопрос... патриотизма. Британцы до сих пор не считают полноценным гонщиком того, кто
не гонялся на острове Мэн. А вот зарубежные звезды - и в их числе Валентино Росси - заявляют, что на такой опасной трассе
они не появятся ни за какие коврижки.
На трассе - Майкл Хэйлвуд, 10-кратный чемпион мира и 14-кратный победитель Tourist Trophy. На этом снимке 1960 года он едет
на мотоцикле Norton. Самые громкие победы и чемпионские титулы еще впереди...