Борис ДАХНОВСКИЙ
Что может быть проще электропроводки? Ну, провода, по ним течет ток... Но и в электрике мотоцикла хватает хитростей.
Если их не знать, после ремонта аппарат может как вкопанный остановиться посреди дороги. И это в лучшем случае. В худшем -
неисправная проводка может загореться, а то и сжечь машину.
Перед любым ремонтом электрики мотоцикла отсоедините АКБ. Первой отключите минусовую клемму. Если начнете с плюсовой, то,
откручивая зажим, можно зацепить ключом раму или какой-нибудь электроприбор и устроить короткое замыкание. Если повезет -
посадите батарею, нет - придется применить огнетушитель.
Если на раме или других узлах мотоцикла есть специальные прижимы - удостоверьтесь, что они плотно прижимают жгуты проводов к
детали (как показано на рис. 1). Провода не должны контактировать с другими и тем более подвижными (рис. 2) и горячими
(рис. 3) деталями мотоцикла.
При монтаже узлов следите, чтобы провода не попали под них и не пережались (см. рисунок внизу). Участки с поврежденной
изоляцией обмотайте изолентой - каждый поврежденный провод в жгуте по отдельности, а затем все вместе (см. фото внизу).
Горелые провода замените желательно теми, что с изоляцией того же цвета.
Перед соединением разъемов проверьте, не повреждены ли клеммы (фото слева), не выпадают ли они из своих мест (см. на фото
справа: клемма, на которую указывает стрелка, выпала из гнезда). Окисленные детали зачистите шкуркой, ножом или надфилем.
Если сгорел плавкий предохранитель, не торопитесь его менять - сначала найдите неисправность и устраните ее причину.
Устанавливайте предохранители только нужного номинала! Разнообразные проволочки и «жучки» либо не смогут защитить цепь, либо
будут выгорать прежде времени и превратят езду в муку. В блоке предохранителей не всегда легко разглядеть, который из них
сгорел. Чтобы не вытаскивать все, воспользуйтесь лампочкой с припаянными проводками. Включите зажигание и выключатель
отказавшего прибора и подсоединяйте лампочку параллельно предохранителям. Когда доберетесь до сгоревшего - лампочка загорится.
Все болтовые соединения проводов должны быть закрыты колпачками. Если у разъема или прибора есть защитный кожух, то он должен
его полностью накрывать (см. рис. 1). Открытый конец разъема не должен быть направлен вверх как тот, что выделен красным овалом
на фото, иначе в контактах при езде будут скапливаться пыль и влага.
Следите за тем, чтобы жгуты не касались острых краев деталей или крепежа (рис. 2, 3). Если провода невозможно проложить иначе,
усильте изоляцию в месте касания кембриком или несколькими слоями изоляционной ленты. Провода, которые проходят сквозь отверстия,
защитите от перетирания специальными резиновыми кольцами (рис. 1). Если кольцо выпадет (как на рис. 1 справа), изоляция провода
быстро перетрется об острый край стенки.
Разъединяя разъемы, держитесь за их корпуса (фото слева), но не тяните за провода (фото справа)! При сборке следите, чтобы все замки
разъемов вошли в зацепление и защелкнулись.
Не роняйте электроприборы мотоцикла! А если уронили, - выбросьте и замените новыми. Изготовители правы в своих указаниях в
инструкции по эксплуатации, когда категорически запрещают устанавливать на мотоциклы такие детали. Пусть это даже простейшее реле,
в котором, на первый взгляд, ломаться нечему.
Не натягивайте чрезмерно жгуты проводов. Еще опаснее болтающиеся провода (на фото на них указывает стрелка). Их нужно смотать в жгут
изолентой и прикрепить к раме хомутом.
Перед разъединением разъемов обязательно проверьте, нет ли в них замков или стопорных устройств. Убедитесь, что это именно замок, а
не фиксатор деталей, из которых состоят половинки разъема (1 - замок; 2 - фиксатор). В этом разъеме фиксатор нужно нажать в
направлении, указанном стрелкой.
Когда закончите возиться с проводкой руля, поверните его вправо и влево до упора: провода не должны натягиваться или излишне
провисать, чрезмерно перегибаться и касаться острых кромок
После окончания работы подключите АКБ. Начинайте с «плюсовой» клеммы. Затем смажьте клеммы и разъемы специальной антикоррозийной
смазкой и закройте крышками, если они предусмотрены.
Благодарим компанию «Моторемонт» (Москва) за помощь в организации съемки.