Иван КСЕНОФОНТОВ, фото автора
Письмо в редакцию: «В последнее время в журнале появилось много всякого китайского хлама. Вам не кажется, что этим вы портите свою репутацию?» Николай Филатов, route66...@yandex.ru. 1/1 другое письмо: «Напомню, что средняя зарплата по РФ - около 10 000 руб... Надо больше писать о недорогих моделях, в том числе китайских..» Евгений, ...96@inbox.ru. Подобных противоречивых мнений получаем много. И поди пойми, «Мото» - журнал прокитайский или совсем наоборот... Но не это важно в письмах, а то, что качество техники китайского происхождения остается объектом отслеживания пользователей. Мнения о ней противоречивы, поскольку информации для нескоропалительных выводов мало. Получается, как в анекдоте: «Вчера мне Васька промурлыкал по телефону что-то из АВВА, так я понял, что эти шведы петь не умеют»... Чтобы «услышать вживую», наш корреспондент совершил поездку на китайский завод.
И ЭТО - ОТСТАЛОСТЬ? Раз уж упомянули анекдот... Россказней-подначек по поводу «китайской специфики» сколько угодно. Но скажу так: анекдоты, рассказывающие, как китайцы покоряют космос (с помощью рогатки, резинку которой оттягивают 10 миллионов людей) или вырабатывают электроэнергию (те же миллионы в шелковых штанах съезжают по эбонитовой горке), - не более чем смешные побасенки. О чем говорить, если наше знакомство со страной началось с поездки из аэропорта Шанхая до самого города в поезде на магнитной подушке, развившем скорость ... 431 км/ч!
Участок «горячей» регулировки: ни намека на беспорядок.
Ходят байки о том, что большинство предприятий в стране - приспособленные под производство курятники. Черта с два: все заводы, которые мы видели за время недельного пребывания в стране, - новые. Что на них делают, гадать не приходится: огромные надписи на стенах и крышах корпусов - хорошо известные японские и европейские бренды. Посетив супермаркеты европейского вида, убедился, что 2/3 продающихся в России товаров крупных европейских, американских, канадских компаний изготовлены здесь, в Китае. То же и с автомобилями: японские компании, например, Mazda, собирают здесь свои недорогие модели. По городу ездят Volvo, BMW 3-й серии, несколько моделей GM - все местного производства. Но самое удивительное - большие грузовики и автобусы совершенно не дымят, что, сами понимаете, свидетельствует об их приличном техническом состоянии... Так что стереотипы об отсталости и низком качестве китайских изделий теперь уместны разве что в анекдотах.
ЛЮБИМОЕ ДЕТИЩЕ КАПИТАЛИСТА. Мы приехали накануне первомайских праздников. Их здесь отмечают целую неделю, и, чтобы не «зависнуть», посещение завода решили не откладывать. Экскурсоводом выступил сам господин Хуань Шао-линь, владелец корпорации Shining, в которую входят и скутерные заводы Honling. Основное производство - кондиционеры самых разных размеров, автомобильные двигатели, а также автомойки. Но производство скутеров - любимое детище господина Хуаня. И водит он скутер классно - не постеснялся это продемонстрировать: может вести аппарат, оторвав руки от руля... Поставлено производство широко - 29 моделей скутеров (в том числе один «крышный») и 9 моделей мотоциклов.
ОТКУДА ДЕШЕВИЗНА. Одна из разгадок дешевизны китайской техники (по крайней мере, собранной в Шанхае, юго-восточной провинции страны) состоит в том, что на производстве нет системы отопления. Нам объясняли: здешний климат к тому располагает. В просторных цехах не видно и кондиционеров. То есть вентиляция естественная. Конструкция корпусов, по нашим понятиям, «картонная», а если и строят основательные стены, то они толщиной в один кирпич. То есть речь о том, что здесь минимизированы расходы по основным фондам. А меньше затраты - ниже цена продукции.
Конечно, возник вопрос о «непомерной эксплуатации трудящихся», о которой в России наслышаны. Вот что рассказали хозяева. Средняя зарплата на заводе - $150. Производятся отчисления государству на медицинскую страховку и пенсию. Такие условия в Китае считают вовсе не рабскими, а чуть ли не манной небесной. Сравните, в сельских районах, где в домах нет даже электричества, крестьяне довольствуются такой же зарплатой, но за год. Недостатка в рабочей силе нет, а дополнительный стимул устроиться сюда в том, что работающим на заводе предоставляют жилплощадь.
Стендовые испытания на токсичность.
ДВЕ МИНУТЫ - СКУТЕР. Один из заводов Honling представляет собой несколько огромных светлых корпусов, расположенных на обширной озелененной территории. Цех сборки поражает размерами и чистотой. Мне, побывавшему на всех заводах росмотопрома, есть с чем сравнивать и чему поразиться. Комплектующие, рассортированные по коробкам, поступают с другого предприятия компании. Сборка значительно автоматизирована, с конвейера новый скутер сходит примерно каждые две минуты.
Все рабочие одеты в светлые халаты. Сложилось впечатление, что либо ты в госпитале, либо на часовом заводе. Униформа всегда остается белой и чистой - спасают фартуки и нарукавники. На полу ни намека на наши мотозаводские крайности, где либо скользишь по маслу, как на катке, либо прилипаешь, как муха, к липучке... Впрочем, чему удивляться: чистоплотность - в крови у китайцев.
МОЖЕТ НЕ РАССТРЕЛЯЮТ... Гордость завода - система контроля качества. Тестируется все: двигатели, электрика, пластик... Здесь есть даже аэродинамическая труба. Такой подход и позволил корпорации Honling выйти на ведущие мировые рынки. После сборки скутеры, как нам объяснили, проходят 100-процентный «горячий» контроль. Этот участок выглядел совсем непафосно: четверо рабочих толкачом откатывали от конвейера собранные скутеры в свой угол. Здесь инструменты, шланг для подкачки шин, провода с клеммами для запуска мотора, 1,5-литровые бутылки (похоже, от «Пепси») с бензином. После запуска мотора и регулировки холостого хода (если она требовалась) контролеры запрыгивали на скутеры и выезжали на линию ходовых испытаний: колеса устанавливают на барабаны и проверяют основные параметры уже «на ходу».
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.