Анна ПУХОВА
Пожалуй, нет такого человека, который абсолютно равнодушно относился бы к такому явлению нашей жизни,
как велосипед. Ведь мы все родом из детства — из той счастливой поры, когда велосипед был пределом
мечтаний, а обладатели этого «стального зверя» — объектом всеобщей зависти.
Таким образом, уже с детских лет все человечество делится на две неравные части: тех, кому в детстве
купили велосипед, и тех, кто в том нежном возрасте был лишен всех велосипедных радостей и горестей
(а именно: лихая езда по лужам или, на спор, без рук; крутые виражи на песке; яростные гонки по вертикали,
горизонтали, а иногда и по диагонали; ужас спустившего колеса; страх “восьмерки” и т. д.). Если у первых
(явно родившихся под счастливой звездой), благодаря вовремя приобретенному велосипеду, на всю жизнь
сохраняется чувство уверенности в себе, в своих силах, ощущение “избранности”, страсть к опасным поворотам
и быстрой езде, то у вторых — душевные шрамы и клеймо неудачника, а также перманентное чувство зависти и
недовольства жизнью. Посему убедительная просьба ко всем родителям: обязательно покупайте своим детям
велики, и тогда из них вырастут жизнерадостные полноценные личности без всяких там “велосипедных” комплексов.
После такого славословия Его Величеству Велосипеду нехудо бы поподробнее рассказать о “железных братьях” наших
меньших: какие они бывают, как правильно выбрать велосипед, как за ним ухаживать и ремонтировать. Это и многое
другое вы сможете узнать из серии материалов под кодовым названием “Все, что вы хотели знать о велосипеде, но
боялись спросить”, которую мы начинаем сегодня. Поскольку велосипедная тема неисчерпаема, на сей раз ограничимся
описанием их различных категорий, видов и подвидов.
Складные велосипеды
Чрезвычайно популярны благодаря мобильности и практичности, отсутствуют ограничения по возрасту и росту. “Аист”,
“Кама”, “Десна” — вот три названия, запавшие в душу еще с советских времен. Сейчас к этим отечественным маркам
добавились импортные брэнды: “PANTHER” (Шауляй — дальнее зарубежье), “TRIATLON”, а теперь “ATOM BIKES”
(совместное производство Москва — Тайвань) и др. Что касается цены, то тут, к счастью, все закономерно: на
импортные — от 3000 руб. (в зависимости от размера колеса), а на наши модели — 1500-2200 рублей. Основной недостаток
складных велосипедов, выполненных из железа, — их непомерно тяжелый вес (“Аист”, например, тянет на 16-17 кг). В
этом году на рынке появились импортные алюминиевые модели, которые не только гораздо легче, но и крепче традиционных
железных. Цена, соответственно, — от 3500 руб. и выше, в зависимости от размера колеса (20-26 дюймов). К слову
сказать, диаметр колеса у наших складных великов — 20-28 дюймов (20 — уже знакомые “Аист”, “Кама”, “Десна”; 24 —
подростковый “Аист-Дюймовочка”, “Таир”; 26 — горная модель “Аиста” и др.; а 28 — это уже дорожные велосипеды).
Главный плюс любого складного велосипеда заключается в том, что на нем крутить педали могут девчонки и мальчишки, а
также их родители, и даже бабушки с дедушками — короче говоря, все желающие, независимо от роста и возраста. Еще одно
немаловажное достоинство — удобство в хранении и транспортировке (сложил — и порядок!).
Детские велики
Они бывают с колесами диаметром от 10 (3-колесные) до 24 дюймов. Выбирать велосипед нужно с учетом двух моментов:
1. Возраста — 12 дюймов — от 1 до 4 лет, 16 — от 3 до 7 лет, 20 — от 5 до 10 лет, 24 — от 8 до 12 лет. Причем на
велосипеды с колесами 12-16 дюймов устанавливаются два дополнительных съемных колесика (для устойчивости, а больше —
для уверенности в начале велосипедной карьеры);
2. Рост ребенка: он должен спокойно доставать ногами до педалей при опущенном седле. Но, с другой стороны, ноги не
должны упираться в руль при поднятом седле, когда малыш начнет вырастать из этого велосипеда.
Начиная с 16 дюймов уже есть велосипеды с амортизаторами — для мягкой езды по лесу, по неровной дороге; на детских
велосипедах они устанавливаются и сзади, и спереди.
Бывают велосипеды с “детскими” колесами (до 20 дюймов), но для взрослых, предназначенные для спортивной технической
езды: ВМХ и “Фристайл”. На первых виртуозы велосипедной езды на рампе и специально оборудованных площадках (трамплинах,
крутых подъемах, спусках, стенках, искусственных препятствиях, кольцевых кроссах) выполняют сальто и другие трюки.
А “Фристайл” — такой же велосипед, но предназначенный для “фигурного катания” в зале и исполнения более сложных трюков.
Это возможно за счет специальной муфты на руле, которая позволяет ему вращаться вокруг своей оси. Эти велосипеды имеют
одну скорость, очень жесткие раму и колеса.
Горные веломонстры
Основная масса велосипедов на рынке — именно горные. Они бывают трех категорий, в зависимости от места расположения
амортизаторов:
1. Не подвешенные (без амортизаторов);
2. Хардтейл (с передним амортизатором);
3. Двухподвешенные (с передним и с задним).
Если исходить из названия, то можно подумать, что предназначены эти велосипеды для покорения высокогорных вершин. Однако это
не совсем так. Горные велосипеды изобрели более полувека назад американцы, чтобы максимально облегчить подъемы в гору,
которые неизбежно встречаются на пути каждого велосипедиста. Для этого они взяли обыкновенный туристический односкоростной
велосипед и поставили на него сзади большую шестеренку, а также увеличили диаметр покрышек. Естественно, что с течением
времени горные велосипеды все более и более совершенствовались, и теперь хороший горный велосипед — это настоящее чудо
техники. В 70-х годах в Штатах освоили их массовый выпуск, и по сей день именно там, на исторической родине горного
велосипеда, делают самых лучших представителей данной велокатегории.
Таким образом, понятно, что горный велосипед вполне подойдет и для прогулок по городу, и для загородных вояжей, и для
туристических вылазок, и т. д. (Горные велосипеды — это вообще отдельная тема, и в одном из ближайших выпусков мы обязательно
к ней вернемся).
Гоночные
К сожалению, из-за очень плохих дорог эта категория велосипедов на рынке практически не востребована (ведь по городу кататься
на таком велосипеде невозможно — можно только по шоссе). Да и покупателей не слишком много: в основном это спортсмены;
любители, занимающиеся в велоклубах, и те, кто в силу привычки не может отказаться от гоночного велосипеда. А такой
велосипед можно купить только на заказ.
На гоночный велосипед ставят 28-дюймовые колеса и очень узкую резину (18-27 мм). Именно поэтому по ямам и колдобинам,
которые “украшают” наши дороги, особенно не покатаешься. Зато те, кто ездил на гоночном велосипеде, знают, какое это
удовольствие — гнать по хорошей, ровной дороге с ветерком. На гоночном велосипеде при определенной подготовке можно
развить скорость до 40-50 км/ч — сравните с “жалкими” 20 км/ч на складном!
Гибриды
Это подвид гоночного велосипеда, наиболее пригодный и приспособленный для наших дорожных условий, ибо рама и оборудование
у него установлены от горного, а колеса — от спортивно-туристического. Гибрид идеален для езды по городу, для легкого
туризма (то есть не экстремального, не связанного с преодолением каких-то сложных препятствий, непроходимых болот, лесных
чащоб и т. п.), для прогулок по грунтовым и асфальтированным дорожкам.
Итак, после небольшого велосипедного ликбеза можно отправляться в магазин, чтобы присмотреть себе или любимому чаду
велосипед.