Ирина ЛОБАНОВА
Катание на роликах - такой вид спорта, где главное - это общение. В тусовке роллеров - свой сленг, овладеть которым
можно, только став одним из них. Если вы только собираетесь приобрести роликовые коньки, этот материал - для вас!
Покупка роликов - конечно, дело серьезное: в специализированном магазине вам предложат огромное количество самых разных
моделей. Ваш выбор будет зависеть от того, с какой целью вы их приобретаете: для отдыха, дальних пробежек или чтобы
тусоваться с крутыми роллерами. Разумеется, роликовые коньки бывают нескольких видов: агрессивные (для прыжков на
поребрики и катания по трубам), фитнес (для отдыха), спортивные (к ним относятся и беговые), детские, а также новая
модель - урбан (промежуточная между фитнес-классом и агрессивом: попытка сочетать скоростное катание с элементами стрита).
Чтобы понять, чем агрессивная модель отличается, например, от фитнеса и выбрать подходящую, нужно знать, как устроены такие
коньки. Любой ролик состоит из ботинка и ходовой части. Она представляет собой раму, к которой крепятся колеса с подшипниками.
Начнем с колес. Их технические характеристики определяются 2 основными показателями: диаметром и жесткостью. Понятно, что
от диаметра колес зависит скорость роликов. На агрессивных моделях этот показатель начинается от 55 мм; это не позволяет
развивать большую скорость, ведь такие роллы предназначены не для прогулок, а для катания в специальных парках - с горками,
трубами и трамплинами. На роликах фитнес-класса вы увидите значения диаметра от 72 до 84 мм, на детских - от 64 до 70 мм.
Что касается жесткости, то она обозначается цифрой с буквой "А". Следует заметить, что чем жестче колеса, тем дольше они
стираются, зато передают все дорожные изъяны. Мягкие же колеса, хоть стираются быстрее, более комфортны для езды, т. к.
"съедают" мелкие неровности дороги. У агрессивных роликов жесткость бывает от 100А, для фитнеса значение этого показателя
колеблется от 78 до 85А.
Заметим, что количество колес, установленных на роликовом коньке, варьируется в зависимости от модели. На агрессиве и
фитнесе, как правило, используется классический вариант - 4 колеса, а вот на беговых роликах устанавливают 5. Есть еще так
называемые внедорожники (для катания вне асфальта): у них всего 3 колеса, которые накачиваются воздухом.
Теперь несколько слов - о подшипниках. Они имеют свою систему стандартизации - АВЕС, которая определяет точность обработки
внутренней поверхности. Этот показатель обозначается цифрами "1", "3", "5" и "7", которые отражают выкат колеса: чем больше
цифра, тем оно легче катится (это особенно заметно на высоких скоростях и дальних дистанциях). Но новичок вряд ли почувствует
разницу, скажем, между АВЕС 3 и АВЕС 5, поэтому непрофессионалам вполне подойдут значения "1" и "3". Если же вы приобретаете
роликовые коньки для дальних пробегов или для высокоскоростного катания по городским улицам, советуем обратить внимание на
эту характеристику.
Что касается размеров, то существуют стандартные и так называемые микроподшипники (совсем недавно появившиеся в наших
магазинах). Последние отличаются меньшими габаритами и весом, благодаря чему выкат колеса становится более долгим и легким
(правда, и стоят такие модели дороже). Большое значение имеет качество смазки подшипника: импортные - обычно разборные (их
можно чистить и, соответственно, дольше использовать); они имеют тонкую гелевую смазку. Что касается отечественных подшипников,
то они могут стоить в 3 раза меньше, потому что не разбираются и имеют достаточно грубую консистентную смазку (при одном и
том же значении АВЕС эффект окажется совершенно другим).
Следующая деталь любого ролика - рама, соединяющая ботинок и колеса с подшипниками. На сегодняшний день, они выпускаются в
2 вариантах: из композита (нейлон фибергласармированная структура и др.) и металла (алюминий и его сплавы). Какие же у них
плюсы и минусы? Сначала - о композите: внешне он выглядит как пластик, рама из такого материала более эластична. Композит
"гасит" вибрацию: с одной стороны, кататься приятнее, а с другой - он частично "съедает" и усилия, затрачиваемые на толчок
ногой. Металлические рамы ставятся на коньках спортивного уровня, потому что в этом случае усилия от ноги на лезвие должны
передаваться жестко и четко (катание, правда, становится менее комфортным). Существует заблуждение, что рама из металла
намного прочнее, но на самом деле это не так: композит сломать невозможно; металлическая же рама при ударе об острый и
твердый предмет может деформироваться, а восстановить ее геометрию довольно сложно.
А теперь перейдем к ботинкам. Скажу сразу, что обувь выбирается индивидуально в процессе примерки; какие бы дорогие и из
каких бы качественных материалов она ни была изготовлена, ваша нога должна "чувствовать себя" удобно и комфортно. А вообще,
ботинки бывают 2 видов: жесткие и мягкие. Первый, состоящий из внешней плотной оболочки и внутреннего сапожка (валенка,
вкладыша - как кому больше нравится), обеспечивает надежную фиксацию голеностопа, что особенно хорошо для начинающих роллеров,
а также людей с большим весом. Такие коньки предназначены для силового фитнеса: слалома, фигурного катания, хоккея… Минусом
жесткого ботинка является недостаточная вентиляция (он полностью закрыт пластиком).
Мягкий ботинок (Softboot), имеющий колодку, вшитую непосредственно в сапожок, по внешнему виду напоминает кроссовок; у такой
обуви обязательно есть шнуровка, которая позволяет подогнать его точно по ноге. Эти ботинки подойдут тем, кто любит
продолжительное и комфортное катание.
Несколько слов следует сказать о детских моделях: сейчас все фирмы выпускают ролики с изменяемым размером. Нога у ребенка
растет быстро, и проблема покупки новых роликов снимается благодаря специальному раздвижному коньку с диапазоном в 4 размера.
Допустим, вы купили себе ролики, но чтобы научиться кататься без ущерба физическому состоянию, вам не обойтись без защиты.
Роллер в шлеме выглядит совсем не смешно. Более того: во многих цивилизованных странах (например, в Финляндии) кататься на
роликах без шлема запрещено. Существует также защита для кистей, локтей и коленей. Конечно, каждый подбирает эти аксессуары
в зависимости от уровня катания; полный комплект, например, может стеснять движения начинающего роллера. Самое травматичное
место - кисти рук, поэтому советуем приобрести плотные перчатки с 2 жесткими пластинами. Кстати, не обязательно покупать
всю защиту одной фирмы - можно выбирать наиболее удачные модели разных производителей. Будет лучше, если в магазине приветливый
продавец-консультант вам все подробно объяснит, покажет и расскажет - тогда вы точно не ошибетесь в своем выборе.
Надеюсь, многое теперь вам стало понятнее, и покупать ролики вы будете со знанием дела.
Благодарим фирму "Спортсистем", лично продавца-консультанта Ирину МОРОЗОВУ, прорайдеров Алексея ЦВЕТКОВА и Никиту ЖУКОВА.