Дмитрий ВЕРИЧЕВ
На любом мотовнедорожнике (если он, конечно, используется по назначению, а не пылится в гараже) время от
времени необходимо обслуживать задний амортизатор, а раз в год еще и менять в нем жидкость. Ведь в отличие
от дорожных аппаратов, на амортизатор эндуро, а тем более кроссача, приходятся куда более серьезные нагрузки.
На всех современных и большинстве не слишком древних аппаратов установлены амортизаторы с вынесенными
компенсационными резервуарами (проще говоря, бачками), например, Honda XR650L.
Чтобы снять пружину на этом эндуро, достаточно скрутить регулировочную и контргайки. После того как освободили
пружину, выпустите воздух из компенсационного резервуара. Затем при помощи бородка небольшого диаметра и молотка
отделите крышку сальника от корпуса амортизатора. Только без фанатизма! Наносите удары поочередно с противоположных
сторон крышки, чтобы ее не перекосило при выпрессовке.
Далее нам потребуется доступ к стопорному кольцу. Чтобы его создать, зажмите амортизатор в мощных тисках (через
алюминиевые губки) и аккуратными ударами молотка по бородку осадите на пару миллиметров корпус сальника. Подденьте
отверткой стопорное кольцо и извлеките его из установочной канавки корпуса амортизатора.
Тщательно очистив от грязи канавку стопорного кольца и внутреннюю поверхность корпуса амортизатора, попробуйте
извлечь из корпуса шток с поршнем. Не получилось? Снова осадите корпус сальника, но чуть поглубже, чем в первый раз, -
так, чтобы можно было шабером снять небольшую фаску с верхней кромки установочной канавки стопорного кольца. Теперь
смело извлекайте шток с поршнем. Нам понадобится втулка (можно использовать торцевую головку), подходящая по размеру
для того, чтобы с ее помощью осадить в глубь компенсационного бачка его донышко с корпусом золотника. Осадили? Удалите
стопорное кольцо, фиксирующее донышко бачка. Не забудьте хорошенько очистить стенки цилиндра и установочную канавку
стопорного кольца, чтобы донышко не подклинило грязью. Для выпрессовки донышка воспользуйтесь компрессором. Но
осторожно! Подавая воздух в золотник, приготовьтесь к тому, что донышко может вылететь из резервуара, поэтому ограничьтесь
давлением в 10 атмосфер. После выпрессовки извлеките из компенсационного резервуара резиновое уплотнение, разделяющее
в амортизаторе газ и масло (его еще называют «кеглей»). Промойте все детали и продуйте сжатым воздухом.
Сборка амортизатора производится строго в обратной последовательности. Не забудьте заправить свежую амортизаторную
жидкость! Сделать это можно на любой стадии сборки после установки донышка компенсационного резервуара и штока амортизатора.
Для этого выкрутите клапан регулировки жесткости гидравлики на сжатие. Закрепите корпус амортизатора так, чтобы отверстие
под клапан оказалось его самой верхней точкой, и залейте столько масла, сколько влезет. Используйте специальные амортизаторные
жидкости вязкостью 2,5 по классификации SAE. И в завершение закачайте в компенсационный резервуар газ до давления 5 атмосфер.