Владислав ЕРМАЧЕНКО (Flame),
г. Павлодар, Казахстан, фото автора
Александр Южаков все надеялся, что ему «на голову свалится» Kawasaki ZX-R Ninja - уж как он хотел на нем
ездить!.. Не «свалился». Так и катался на своем Jawa 1988 года выпуска. А тут познакомился с самодельщиками из
мотоклуба «Жолдар» - те и сподвигли его ПРЕВРАТИТЬ «ЧЕШКУ» В «ЯПОНЦА».
Преображение начал с того, что укоротил штатные трубы (но сохранил резонаторы) и соединил их трубами с прямоточной
«банкой», изготовленной из китайского термоса . Следующий шаг - модернизация подвески. Вместо двух штатных
амортизаторов установил один. Собрал его из деталей ВАЗ 2108, Mercedes Benz E200 и «волговской» пружины.
Чтобы все это разросшееся в размерах поместилось, удлинил маятник. Ход подвески увеличился, и, чтобы не провисала цепь,
приварил к маятнику натяжитель. Его функции выполняет ведущая звездочка главной передачи на специальном кронштейне. Возник
побочный эффект: благодаря увеличившейся базе, мотоцикл теперь лучше держит дорогу.
Штатную «сидушку» на самодельном «хвосте» заменил самосшитым двухуровневым седлом. А это уже
элемент более современного дизайна, он требовал стилевого продолжения. И владелец Jawa продолжил. Задний фонарь установил
заподлицо с «кормой». Под баком приварил к раме горизонтальные дуги безопасности, колеса накрыл самодельными
жестяными крыльями. В конце концов полностью переделал переднюю часть мотоцикла. Из жести! Путь мотоциклу теперь освещает
набор из трех фар, в «бока» обтекателя вживлены указатели поворотов, они от «Ижа».
Теперь и движок по существу другой. В нем электронное бесконтактное зажигание, степень сжатия увеличена, адаптирована под
95-й бензин, отполированы впускные и выпускные каналы. Расширены фазы выпуска и впуска, что позволяет крутить мотор до
10 000 об/мин. В диапазоне 4000-5500 об/мин наблюдается стремительный подхват - этого наш новоявленный тюнингер добился,
распилив впускные и выпускные окна и подпилив юбки поршней. На выпуске установил прямоток, и он тоже добавил мощности.
КП оснастил датчиком включенной передачи - ее номер высвечивается на электронном табло приборной панели. Даже на иномарках
такую индикацию встретишь нечасто. Наконец, чтобы отпугивать мальчишек и воришек, установил автомобильную сигнализацию.
Отец Александра - «явист» еще с 70-х. Известно, что выходцы из той эпохи относятся к Jawa с особым трепетом.
Но на эту сыновью переделку отец не бурчит. Нет-нет, да выкроит часок-другой, чтобы прокатиться по ночным улицам.
Что сказал спец
Евгений ЖУКОВ, аспирант кафедры «Дизайн средств транспорта» МГХПУ им. С. Г. Строганова, мотодизайнер
Бросается в глаза конструкторская смекалка автора: измененная рама, изогнутые патрубки глушителя, маятник с центральным
моноамортизатором... Однако понятие «цельная композиция» не складывается. Вместо того, чтобы акцентировать
внимание на самобытности технических элементов (а этот акцент явно напрашивается), автор сосредотачивает зрительное восприятие
на украшательствах. И возник диссонанс - между бионическими формами обтекателя и хвоста, брутальными элементами резонаторов
глушителя и рамы. А все это не вяжется с эстетикой оригинальных деталей Jawa. Вот почему аппарат стилистически
«не собран». А ведь в первозданной Jawa есть и стиль, и законченность форм. В работе же павлодарского автора
это растворилось в привнесенных «темах». Бионический лекальный «клюв» переднего обтекателя не
связан с геометрическими формами бака. Широкий, задранный вверх модный глушитель не сочетается с «кирпичным»
сиденьем и «прямоугольным» хвостом из далеких 70-х. Задний фонарь неясной, аморфной формы вкупе с лекальной
ручкой над хвостом - то и другое совершенно не вяжется с последующим переходом в плоские боковые панели.
Автору следовало бы сразу определить, что должно получиться в итоге. В данном случае проанализировать столь полюбившийся
внешний вид Kawasaki Ninja, а затем уж пересмотреть внешность своего мотоцикла. Изучив его контуры, найдя их пропорции,
постараться понять, как и почему они складываются в целый образ - и только тогда приступать к «перекройке».
Ни в коем случае нельзя забывать о рациональности того, что создаешь, - это ведь не композиция из колосков, которую вешают
на стену. Форму байка определяет его назначение - ездить, но стремление автора сформировать вызывающую внешность надломило
рамки разумного.
В понятие «разумное» в данном случае вклюнен и принцип безопасности (ведь это мотоцикл, а не, опять-таки, колоски).
В близко посаженные зеркала вряд ли увидишь что-то еще, кроме своих локтей. Узкий руль и древняя вилка ухудшают
управляемость - с ними мотоцикл потенциально опасен на дороге. Автор, надо полагать, увлекся - превзошел допустимую меру
использования модных атрибутов. Но это не более, чем увлеченность: в работе очевиден потенциал конструктора.
Бионическими в среде дизайнеров называют детали, имеющие мягкие плавные поверхности и линии перехода между ними.
Лекальная форма - плавная, не имеющая разрывов, прямых линий и плоскостей.
Общие данные: сухая масса - 161 кг ■ длина - 2310 мм ■ база - 1450 мм ■ высота по седлу - 850 мм ■
ширина - 650 мм ■ дорожный просвет - 280 мм ■ объем бензобака - 17 л ■ максимальная скорость - 145 км/ч.
Двигатель - Jawa-638 ■ рабочий объем - 348 см3 ■ диаметр/ход - 58x62 мм и мощность - выше заявленной
заводом-изготовителем приблизительно на 10%* ■ карбюратор - штатный ■ выпуск - самодельный прямоточный глушитель.
Трансмиссия: коробка передач - штатная, с датчиком включенной передачи. Ходовая часть: рама - переварена под установку
моноамортизатора и усилена горизонтальными дугами ■ рулевая колонка - на конусных подшипниках ■ передняя подвеска -
телескопическая вилка CZ ■ задняя подвеска - с самодельным моноамортизатором. Тормоза - штатные. Электрооборудование:
генератор - штатный 210 Вт ■ автомобильная сигнализация ■ аварийная сигнализация ■ бесконтактное зажигание
с датчиком Холла и коммутатором от ВАЗ 2110 ■ катушка зажигания от ГАЗ 3110 ■ электронный замок зажигания без
ключа ■ индикаторы передач КП.
* Сведения предоставлены владельцем.