Николай ЕРМОЛАЕВ,
поселок Заря Московской обл.
По городу лучше всего передвигаться на скутере. Не на «полтиннике» - у него, считаю, мощности маловато. Но и не
на «макси»: «диван» - не для пробок. А вот «кубов» 90, пожалуй, в самый раз.
Перебирал разные модели, а взял Honda Lead 90. У него самое удобное седло, колеса, в отличие от конкурентов, обуты в
высокопрофильную (100/90-10") резину - для наших дорог! После 8000 км пробега могу утверждать, что скутер хорош на все
сто (или 90?). Правда, не без «косяков». Излишне мягкий задний амортизатор под моим весом (в экипировке -
чуть меньше центнера) «пробивало» практически на каждой кочке. Ездить с пассажиром вообще невозможно. Кроме
прочего, пружина под нагрузкой «подламывается», со временем протирает амортизатор, и тот в конце концов
начинает «сопливить». Если с этим ничего не делать, вскоре он переломится. Мне, пофигисту, «повезло» -
амортизатор «сложился» в гараже, когда я просто сидел на скутере. Сначала решил попросту его заменить. Но и
новый постигла та же участь. «Вот тебе и Honda!» - подумал я и взялся за шприц. Не подумайте плохого: не для
себя - для «табурета». Предварительно срезав со шприца на 20 «кубиков» «носик» и отливы
под пальцы, надел его на ту часть амортизатора, что внутри пружины. С тех пор «упругий девайс» хлопот не доставлял.
О другом своем недостатке скут напоминал при езде в темноте. Фара с двумя лампами по 35 Ватт годится, скорее, как ночник,
чем как источник головного света для аппарата, способного развивать 90 км/ч. Пришлось смириться, ибо более мощной лампы
в магазинах не нашел.
К недостаткам отнесу и небольшой клиренс. Но это не смертельно: плоское днище скутера помогает машинке легко соскальзывать
с грязных кочек (это если вздумаете развлечься в дачных покатушках), а центральная подставка убережет двигатель при
контактах с бордюрами.
Кстати, о двигателе. Он вполне уверенно «тянет», начиная с холостых оборотов, а мощности 8,4 л.с. хватает,
чтобы разогнать 83-килограммовую машину до 93 км/ч (по спидометру). И хотя Lead 90 - аппарат далеко не спортивный, тем не
менее, его мощности достаточно, чтобы лавировать между автомобилями, не мешая соседям по потоку. Тем более, что
«прошивать» пробки довольно просто: талия «скута» узкая, у руля большой угол поворота, удобно
расположены зеркала. Обзор они дают отличный. Вибрируют же только при холостых оборотах двигателя. Но стоит тронуться -
изображение становится четким. А вот полик скутера после 80 км/ч превращается в вибромассажер для ног. Аппарат как бы
напоминает: «ЭЙ, парень, я не спортбайк!»
К достоинствам скута отношу и тормоза. Нет, пожалуй, только один - передний... Он дисковый с плавающей однопоршневой скобой
Nissin и гидроприводом. Замедление с ним всегда прогнозируемо, его легко дозировать нажатием на рычаг двумя пальцами
правой руки. А вот задний - архаичный барабанный. Он, как его ни регулировал, так и остался «ватным».
В отличие от ущербной задней подвески, передняя оказалась надежной: ни на разбитом асфальте, ни на «пересеченке»
не «пробил» ее ни разу.
Владелец любого утилитарного скутера в известном смысле зависим от вместимости багажных отсеков. У Lead - трюм: в эту
огромную (по меркам класса) подседельную емкость помещается шлем-интеграл, и еще остается место для небольшого набора
инструмента и противоугонного троса. В запираемый «бардачок» в переднем щите влезает полезная мелочевка.
Массивный литой багажник, расположенный в «хвосте», - дополнительная возможность для перевозки грузов.
Но утилитарный - не значит товарный вагон: водитель «скутера на каждый день» не должен быть обделен комфортом.
И в этом отношении Lead тоже «на высоте». Широкое, мягкое сиденье позволяет без чрезмерных нагрузок для
«пятой точки» «проглатывать» по 100-200 км за один прогон. Эргономика заслуживает похвалы: все
кнопочки и рычажки расположены как раз там, где им положено быть. Lead - тот спутник жизни, к которому не пришлось привыкать:
сел - и поехал.
Пару слов о надежности. Банально, но и в моем случае Honda осталась верной своей репутации. Кроме злосчастного амортизатора,
скутер малоприятных сюрпризов не преподнес. За все время потребовалось заменить лишь ремень вариатора и свечу зажигания.
О расходе топлива поймете сами: даже когда приходилось прошивать одну за другой самые «глухие» пробки, скут
«выпивал» не больше 4 литров бензина за «сотню». На трассе и того меньше. Масла потреблял по литру
на 700-800 км пробега - совсем немного. Когда приобретал скутер, думал, что это игрушка на сезон: лето отъезжу - продам.
Между тем на Lead'e «пробежал» уже больше 8000 км, а расставаться с ним не хочу. Он как пони: хоть и не слишком
быстр, зато силен и вынослив. И размером невелик, а это в плотном трафике мегаполиса одно из самых ценных качеств.
Общие данные: год выпуска - 1992 ■ ориентировочная стоимость - 22 000 руб. ■ сухая масса - 83 кг ■ колесная
база - 1060 мм ■ длина - 1790 мм ш высота по седлу - 735 мм ■ дорожный просвет - 115 мм ■ объем бензобака -
7,5 л. Двигатель: 1-цилиндровый, 2-тактный ■ рабочий объем - 90 см3 ■ макс, мощность - 8,4 л.с. при 6750 об/мин
■ размерность - 51x49,6 мм. Системы: питания - карбюратор ■ охлаждения - воздушная, принудительная ■
запуска - электро+кикстартер. Трансмиссия: вариатор. Ходовая часть: рама - трубчатая, стальная, сварная ■ передняя
подвеска - рычажного типа ■ задняя подвеска - маятниковая (блок двигатель-трансмиссия), с пружинным амортизатором.
Тормоза: передний - дисковый ■ задний - барабанный. Шины: передняя - 100/90-10" ■ задняя-100/90-10".