Андрей КАТКОВ, Читинская обл.,
г. Краснокаменск
Не боги горшки обжигают: это профессионалы строили «Титаник», а трайк способен создать любитель.
Однажды на отдыхе я наткнулся на толпу зевак и протиснулся сквозь нее. ...То, что увидел, навело на мысль: здесь снимают
фантастический фильм! Не укладывалось в голове, что 3-колесный желтый монстр, к которому меня прижала толпа, - всамделишный.
Пафосный бородатый дядька, хозяин этого чуда техники, разрешил мне, очумевшему, сфотографироваться за рулем своего
верстолета... В тот летний день моя спокойная жизнь закончилась.
Уже через месячишко я подогнал к своему гаражу только что купленный за 3000 рублей «Запорожец», вернее, то, что
от него осталось за 23 года жестокой эксплуатации. Жить бедняге оставалось меньше суток.
С автомобиля содрал кузов, переднюю подвеску и прочую дребедень - она трайку не нужна. Остались: двигатель с коробкой передач,
детали задней подвески, тормоза, привод сцепления, часть проводки и поролон от сидушек.
Строительство начал издалека - с поисков бака от М-72 и фонариков от ГАЗ-51. А так как замахнулся построить сразу два
трайка, то и собирал два комплекта. Причем фонариков понадобилось аж 20 штук! Как я их искал, полировал и хромировал -
отдельная история: на них потратил больше месяца кропотливого труда. Наверное, я подспудно затягивал простую и понятную работу -
никак не мог решить, как подступиться к главному: куда и как лепить мотор. Но как только приобрел литые задние колеса, в голове
созрел план. А когда разложил на полу в гараже рычаги задней подвески «Запорожца», колеса и двигатель, все
окончательно, хотя и схематично, стало на свои места. Часами сидел с карандашом над бумажками и рисовал эскизы рамы, траверс,
тормозных механизмов... По скорости черчения я мог посоревноваться со струйным принтером (ну, может, с небольшой струей).
Очистил все ближайшие помойки от подходящих для работы железок, купил сварочный полуавтомат, кучу «болгарок», дрелей
и прочего инструмента. Затем бежал на завод к токарям и фрезеровщикам. Поначалу они с трудом понимали, чего от них хочу...
Вскоре задняя часть трайка и передняя вилка были готовы - когда работа затормозилась: рама никак не желала стать такой, какой
я ее себе представлял. Но время застоя не было потрачено зря - мозги переживали муки творчества, руки перебрали мотор и КП.
А тут и рама «созрела».
Проводку мне помог уложить друг. Мотоциклетный топливный бак так и остался бутафорским, а настоящий я спрятал под пассажирское
сиденье. Однако выяснилось, что не остается места для аккумулятора. Вернее оно было, но под ногами у пассажиров - там, где
проходит тяга переключения скоростей. Как быть? Я загнул тягу вокруг аккумулятора буквой П - и горжусь этой уловкой!
Каркасы сидений согнул из водопроводных труб. Сверху приклеил поролон от сидушек «Запорожца» и отвез все это в
Китай (благо, он рядом), где тамошние рукастые мастера обтянули кресла кожей. В Китае же купил фары, ручки руля, воздушные
сигналы, «кенгурин», передние амортизаторы, кофры.
Глушители собрал сам. Корпус - из нержавейки, труба - от китайских перил, решетка - от камазовского воздушного фильтра,
наконечники... Сам не знаю, от чего. Выхлоп звучит довольно басовито. Педальный узел и зеркала тоже самодельные. Руль выгнул из
нержавейки. Ресивер для сигнала тоже - выдерживает 10 атмосфер! А вот нервы после гудка выдерживают не у всех.
Наладил и музыку. Спереди в противотуманные фары встроил динамики. Задние динамики установил в кофры. Ну и, конечно, не забыл
про сабвуфер. Головное устройство МР-3 - флеш-плейер. Все это подключил к мощному усилителю... Вечером трайк подсвечивается неоновым светом.
...Трайк впервые своим ходом выехал из ворот гаража. Ощущение - непередаваемое! Все работало, все включалось и переключалось.
Там, где ехал, царил переполох: все сигналили, уступали дорогу, отъезжали в сторону (некоторых заносило на бордюры) - чтобы
рассмотреть невиданный в наших краях аппарат. Иные орали - упорно допытывались, почем я купил трайк. Сколько ни говорил, что
он самодельный, они как бы понимающе улыбались: «Не заливай...». Даже когда узнавали в моторе двигатель от
«Запорожца», все равно не верили.
А мне нужно было зарегистрировать трайк в ГАИ и получить номера. Отправил чертежи самодельных узлов, расчет рамы, фотографии и
технические характеристики в Центр по сертификации мототранспортных средств в г. Серпухов. Через полтора месяца пришел ответ:
мототранспортное средство соответствует техническим требованиям и может быть допущено к эксплуатации на дорогах общего пользования.
Регистрация в ГАИ прошла быстро. Бредовая идея осуществилась!
Летом 2006 года на международном мотослете «Лицом к океану» во Владивостоке мой аппарат занял первое место в
категории «Самый крутой трайк».
Общие данные: сухая масса - 390 кг ■ длина - 3780 мм ■ база - 2630 мм ■ высота по седлу - 600 мм ■ общая
высота - 1290 мм ■ ширина - 1580 мм ■ дорожный просвет - 220 мм ■ объем бензобака - 40 л. Двигатель - МЕМЗ 968
■ рабочий объём - 1197 см3 ■ диаметр x ход - 76 х 66 мм ■ мощность - 40 л.с. ■ карбюратор - ВАЗ-2101
■ подача топлива - бензонасос ■ воздушный фильтр - ВАЗ-2101. Трансмиссия: ЗАЗ. Ходовая часть: рама - самодельная ■
передняя подвеска - рычажная, самодельная ■ задняя подвеска - ЗАЗ. Тормоза: передний - гидравлический, изготовлен в КНР
■ задний - ЗАЗ. Шины: передняя-3,25-19" ■ задняя - 225/60-15". Электрооборудование: генератор - 350 Вт
(ЗАЗ) ■ фары и прочая светотехника - от разных мотоциклов.