Интервью провел Антон ВЛАСОВ,
фото Дмитрия ТЮРИНА
Таир МАМЕДОВ, резидент популярного телешоу Comedy Club, человек-скороговорка. И убежденный скутерист.
- Таир, как тебя угораздило сесть и прикипеть к скутеру?
- По производственным обстоятельствам. Comedy Club много гастролирует по разным странам. Поскольку
график выступлений выматывающий, ищем возможность развеяться... За границей полно контор по прокату
мопедов - вот все наши парни и брали машинки покататься. И я попробовал. Да как «заразился»!..
Целый год везде, где мы побывали, ездил на скутерах. Не отбило охоту даже после того, как грохнулся...
-Расскажи!
- Не расскажу! Потому что ничего серьезного не случилось - обошлось легким испугом. Я осознаю, что
скутер - небезопасный транспорт, но желание кататься сильнее здравого смысла. И вот, приехав однажды в
Москву, решил купить скутер, чтобы был только мой. Чувство собственника всепобеждающе! Ему под стать
только одно чувство - непреодолимая жажда ездить на двух колесах.
-Как покупал?
- Коллеги захватили меня с собой, когда искали пианино, в магазин Yamaha. В нем на одном этаже
фортепиано и разные флейты, на другом - мототехника. Ну и практически с ходу взял 100-кубовый Yamaha BWS.
- Но в том же магазине продают и мотоциклы. Или скутер - это только для разбега?
- Не думаю. Я всегда стараюсь избегать неудобств и создавать комфорт. Если бы взял что-нибудь посерьезней,
потребовалось бы учиться и сдавать на права, получать номера, оформлять документы. .. А так купил, сел - поехал.
- Но ведь для вождения 100-кубового скутера все это тоже нужно...
- Неужели? В голову ничего подобного не приходило. Я отъездил три месяца, но ни разу меня никто не останавливал
и по поводу прав голову не морочил. Похоже, автоинспекторы не воспринимают скутер за транспортное средство.
Впрочем, как погляжу, «табуреток» на дорогах становится все больше, и, думаю, скоро за
«скутерян» возьмутся по всей строгости закона. У нас блюстители порядка с жезлом умеют и любят -
хлебом не корми - обрушиваться на маленьких.
Но если честно, частенько бываю небезгрешен - иногда приходится нарушать правила дорожного движения. Однако без
этого в Москве не прожить - всегда будешь последним и везде опаздывать. Гаишники, видать, учитывают эту обыденность
столицы: даже когда видели нарушителя, не останавливали: «Это ж скутер, что с него возьмешь!». Лишь
однажды остановил автоинспектор, когда же разглядел, кого тормознул, только и сказал: «Думал, у тебя
мотоцикл...». И отпустил... Словом, скутер меня всем устраивает, он олицетворяет практичность и предоставляет
удовольствие. Поскольку на «табуретке» я езжу только по Москве, мне в городе ее хватает. Быстрее
90-100 км/ч не разгонишься, но их-то как раз и достаточно. Летом садился за руль при каждой возможности, намотал
почти 2000 км. Мог бы и больше, если бы не постоянные командировки.
- Была ли у тебя возможность сравнить «табуретки» разных фирм? Какие понравились больше всего?
- Одна из машинок Piaggio - поездил на ней в Хорватии. Увы, название модели не помню... Так вот на этой
«табуретке» высоко сидишь, в ней идеально работают подвески. В Москве пытался найти такую же - не смог.
- Заезжаешь на мототусовки?
- Приходилось. Но понял: я вне этой культуры. Один раз с друзьями побывал в клубе «Секстон».
Забавное место, однако, как по мне, слишком суровое. И байкерское тоже не для меня - не мой формат. Несколько
моих товарищей серьезно увлекаются мотоциклами: у них крутые байки, часто посещают мотопраздники, рассказывали о
тусовках, посвященных открытию-закрытию сезона и других. Всегда слушаю их с интересом, но отправиться на слет
жгучего желания не возникает. И потом, в этом круге часто ведут разговоры на специфические темы. Я же с техникой
на Вы. Пролистал инструкцию, да так и не смог сообразить, что такое дроссельная заслонка. В нюансах мототехники
я полнейший дилетант и невежа. Что взять с артиста!.. У меня европейское, как я его представляю, - прагматичное
отношение к мототехнике: скутер - это удобно и не более того. Летом я экономлю время, когда быстро прохожу
пробки... Еще подвожу девчонок - это тоже удовольствие. Польза и от того, что успеваю умотать от не в меру
назойливых любителей автографов.
- Таир, а как отнеслись к твоему новому увлечению родные и близкие?
- Ой, мама очень ругает. И большинство знакомых тоже - все переживают за мое драгоценное здоровье. Я их понимаю:
в Москве на дорогах довольно опасно, одни водители маршруток чего стоят! «Табуретку» за транспорт не
считают - подрезают, вытесняют с полосы и тому подобное. Некоторые «крутые водилы» специально не
дают проехать!.. Сравнив наше дорожное движение с тем, что за рубежом, понял, что культура вождения у нас не
просто хромает - она инвалид на обе ноги и на всю голову. Речь даже не о странах цивилизованного Запада. Скажем,
побывал я в Индии. Говорят, там самое хаотичное в мире дорожное движение. И это правда. Скажем, в Гоа нет светофоров,
дороги очень узкие, машин и скутеров - масса! Но все водители аккуратны. Удивительно, как они мастерски маневрируют -
разъезжаются в 2-3 сантиметрах друг от друга! Как рыбы в большой стае. Мне разъяснили, что индусы с детства управляют
мопедами. В один из дней я проехал 120 км на скутере, по тем самым дорогам без светофоров и дорожных знаков. Однако
это было безопаснее, чем передвигаться по Москве с ее развязками и сотнями светофоров.
- Ближе к зиме тебя, конечно же, настиг вопрос, где скутеру зимовать. Где его хранишь?
- Спрятал в отапливаемый гараж друга.
- Не собирался затащить домой - чтобы рассматривать изумительной красоты формы, любоваться округлостями, выпуклостями...
- Возникала такая мысль. Но не эстетические или сексуальные соображения навели на нее - переживал, что драгоценного
друга могут украсть. Эти опасения всегда со мной. Скажем, летом цеплял на колесо противоугонку, опутывал «табурет»
тросами... Но позже начал к этому легче относиться и раздумал заносить «Ямаху» в квартиру. Вряд ли она украсила
бы интерьер жилища, да и непросто, наверное, затащить скутер на четвертый этаж без лифта.
- Еще вопрос об эстетике, радующей глаз и душу владельца. Не собираешься ли украсить скутер аэрографией?
- Было дело, хотел облагородить «тело» скутера. После того, как снял с пластика все «похабные»
наклеечки и увидел его чистым и нетронутым, подумал, что просто грех его не расписать. Коллеги предложили провести
«таксишный» тюнинг: прикрепить собачку с качающейся головой, повесить куда-нибудь календарь с голой теткой,
обложить приборную панель монетками, присобачить к зеркалу бахрому... Первый смелый шаг уже сделал: на одну из рукояток
повесил ароматизатор. Думаю, это единственный в мире мопед с ароматизатором! Но расписывать скут опасаюсь: аэрография
привлечет угонщиков! А это не смешно.