Султан ХАБИБРАХМАНОВ,
г. Екатеринбург, фото автора
Почему многие бывшие владельцы китайской мототехники вспоминают о ней в лучшем случае без удовольствия? Еще и
яро отговаривают других от покупки таких «колес». А этот хозяин китайского мопеда в своем письме в редакцию
отвергает подобные нападки. Но если прочитать внимательно, понимаешь почему: любовь, тем паче первая, слепа.
Говорите, мечтать не вредно? Жить с постоянной стычкой в душе желаний и возможностей - это нормально? Не для
меня! Очень долго я хотел, но не решался приобрести что-нибудь на двух колесах: отпугивала неизвестность, и
потом я не умел управлять мототехникой. Но вот в достопамятное лето 2003 года один из друзей обзавелся скутером
и очень ловко «подсадил» меня на эту «заразу». А я, будучи человеком увлекающимся, не сильно противился. Какой
себе выбрать «тырчик»? Будучи полным профаном по части двух колес, подбирал по принципу «на что глаз ляжет».
Как понял потом, выглядел большим оригиналом! Купил красивый, серебристого цвета скутер, не новый, но с пробегом
всего 27 км. Оказался он китайским. Хотя продавцы уверяли, что это Suzuki. Когда понял, что обманули, расстроился,
однако смирился: в конце концов, он у меня первый - для «разгона» пусть будет таким.
...Помню, как счастлив был, когда «летел» по шоссе со скоростью 40 км/ч - казалось, гнал невероятно быстро. А
максималка в 55 км/ч вообще приводила в трепет. При мощности двигателя 3,5 лошадки TT96Z (полное имя «китайца»
неизвестно, что же до цифры «96», то, уверяю вас, она не обозначает объем двигателя) довольно резво разгонялся
даже на обкатке, а после я спокойно ездил со «вторым номером», не опасаясь нехватки мощности. Конечно, динамику
моего скута не сравнить с разгонными возможностями, например, Honda Dio, но в светофорных гонках ее вполне хватает,
чтобы уходить в первых рядах.
Подвески, считаю, заслужили «удовлетворительно» - подводит никудышный задний амортизатор. В отличие от нормально
«глотающей» ямы передней вилки рычажного типа, он работает настолько жестко, что после получаса езды возникает
стойкое желание дальше пойти пешком.
При сухой массе 67 килограмм скутер, по идее, должен бы останавливаться достаточно быстро, но не «хочет». Барабанные
тормоза на обоих колесах - плохое подспорье при экстренном торможении. Даже при их правильной регулировке приходилось
работать обоими рычагами, чтобы вовремя остановиться. Скут весьма неплохо тормозил двигателем, и это чуть-чуть
облегчало замедление.
Светотехника на мопеде заработала почти на «хорошо» только после того, как перебрал «клюв» скутера. «Почти» — потому
что дальнего света даже после моих рационализаторских вмешательств едва хватало в сумерках, а уж в темноте - и
говорить нечего. Штатные поворотники работали нормально, но я решил поэстетствовать и «родные» зеркала заменил
на те, что со встроенными указателями поворотов.
Органы управления у TT96Z на «своих местах», пользоваться ими удобно. Другие «удобства» - не шик. Например, на
неровном асфальте скут так и норовит кувырнуться с боковой подставки. Хорошо, что есть центральная подножка. Однажды
перестала включаться светотехника - оказалось, расцепился разъем. Накрепко его соединил и для страховки обмотал
изолентой. Но на этом «глюки» «китайца» не закончились. Доехал как-то до дома, глушу двигатель - а он не умолкает,
повернул ключ зажигания в положение «Выкл.» - мопед продолжал радостно тарахтеть. Ко всему прочему оказалось, что
никакой защиты свечи от грязи производитель не предусмотрел. Прикрепил я кусок резины параллельно цилиндру - теперь
ему грязь не страшна.
...После того как пересел с «китайца» на Honda Dio ZX, невольно стал сравнивать, оценил, насколько высоким было
качество изготовления на «китайце» пластиковых деталей: облицовки не ломались даже после ударов при сильных падениях.
Да и собран он в целом получше. Мелкие «блохи» в конструкции - не в счет. В отличие от тех многих, кто плюется,
вспоминая о китайской технике, я поминаю свой безымянный скутер добрым словом.
Скутеры вы можете подобрать и купить у нас.