Герасим КУРЕННОЙ
Говоря о современных моделях велосипедов, мы зачастую воспринимаем их невероятные
технические возможности как данность, но ведь у всех этих совершенствований были
свой путь, своя история… Об эволюции конструкторских новаций в «велосипедостроении»
- наш сегодняшний рассказ.
Современные велосипеды делятся по различным признакам. Если исходить из возраста
потребителей, это детские, подростковые и взрослые модели. В том случае, если
берутся во внимание количество ездоков, стоит упомянуть одиночные велосипеды,
тандемы, триллеры и агрегаты с большим числом мест. По числу колес велики делятся
на 1-, 2-, 3- и даже 4-колесные. По предназначению они бывают мужские и дамские,
дорожные и складные, специальные и спортивные.
В каждой из этих групп существует собственная классификация. К примеру, спортивные
модели подразделяются на шоссейные, трековые, горные, для гонки за лидером,
рекордно-гоночные и т. п.
Все дело – в приставке
Наибольшее количество технических усовершенствований вносится в спортивные
велосипеды. Как и в автомобилестроении, самые передовые велотехнологии обкатываются
именно на «боевых» машинах, предназначенных для серьезных нагрузок. Велоконструкторы
испытывают постоянное давление со стороны спортсменов, которые требуют предоставить
им машину, хоть чем-то превосходящую имеющиеся аналоги.
Яркий пример: в 1989 году победителем знаменитой гонки «Тур-де-Франс» стал
американец Грег Лемонд, опередивший занявшего второе место Л. Финьона всего на 8
секунд. Впервые за 77 подобных гонок, устраивавшихся на протяжении 85 лет, победа
оказалась столь малоубедительной. Успех американского гонщика объяснили тем, что он
использовал скобообразную приставку к рулю.
С технической точки зрения, она представляет собой сложной формы трубку с мягкой
обшивкой, предназначенную для поддержки локтей велосипедиста. Наклоняясь вперед и
опираясь на нее, гонщик улучшает свою обтекаемость, а стало быть, увеличивает
скорость.
Пилотный образец такой приставки был изготовлен американской компанией «Профайл» в
середине 1980-х годов. Испытания в аэродинамической трубе показали, что эта скоба
дает велосипедисту выигрыш в 1,5 минуты на каждые 40 км пути. На старт последнего
этапа «Тур-де-Франс» (27 км) Лемонд вышел, проигрывая Финьону около 1 минуты. Именно
новая скоба помогла ему пройти этап быстрее хозяина гонки.
Уже в следующем соревновании (в Южной Франции) Финьон тоже использовал аналогичную
наработку на своем велосипеде и пришел к финишу первым.
Аэрокосмические сплавы
Изменения в конструкции и непосредственно в технологиях производства веловипедов
происходят в мире постоянно. Так, с конца XIX века рамы делались из стальных труб.
В 30-е годы XX столетия широкое применение получили сделанные из легированной стали.
Наиболее ходовыми оказались трубы британской фирмы «Рейнолдс» - из сплава стали с
марганцем и молибденом. Их стыки обычно соединялись при помощи муфт и сваривались.
Впоследствии большое применение получили сплавы на основе алюминия. Конечно, они
существенно легче, но имеют 2 существенных недостатка. Дело в том, что алюминий
из-за нагрева при сварке теряет свою прочность. Вместо сварки специалисты стали
применять склеивание, позаимствованное у аэрокосмической промышленности.
Кроме того, «крылатый металл» слабее стали в плане сопротивления повторяющимся
нагрузкам, которые со временем вызывают в нем трещины и изломы. В результате
алюминиевая рама ломается раньше, чем стальная, даже если по расчету на прочность
они изначально были равны.
На гонке «Тур-де-Франс» 1990 года голландская команда во главе с Ф. Эндерсоном
использовала сплошные (не полые) велосипедные рамы, отлитые под давлением из
сплава, который на 91% состоял из магния. Изобретатель Фрэнк Керк говорил, что эти
рамы по жесткости и легкости не уступают обычным, однако они на порядок дешевле в
массовом производстве.
Отдельные компании освоили выпуск труб из углеродного волокна, пропитанного смолами.
Небезызвестная французская фирма «Look» стала использовать керамические волокна в
смеси с сеткой из углеродных. Сегодня велосипедные рамы изготавливают преимущественно
из карбона и прочих композитных материалов.
Травмобезопасные педали
Особое внимание велопроизводители обращают на такие узлы и агрегаты, как педали и
зубчатая передача. Цепной привод был значительно усовершенствован в 1980-е годы,
когда появилась мода на горные модели и велосипеды-вездеходы: приземистые,
выносливые, с тяжелой рамой и широкими шипованными шинами.
Известная японская марка «Shimano» добилась сверхвысокой точности изготовления
деталей привода и увеличила число передач до 16-ти. Справиться с таким «навороченным»
приводом не так уж и просто, поэтому японцы ввели еще одну новинку: рычажки
переключения скорости были перемещены с рамы на руль и совмещены с ручками тормозов.
Таким образом, гонщику для переключения скорости не надо менять посадку в ущерб
обтекаемости. Сначала система была создана исключительно для маунтинбайков, но
сегодня ею оснащают и гоночные модели.
Еще в начале XX века велосипедисты убедились, что можно ехать быстрее, если ноги к
педалям привязать тесьмой. Идея дала толчок к изобретению зажимов (туклипсов) и
применению ремешков для закрепления ноги в педали. Этому же способствовала и жесткая
обувь, подогнанная к педали.
Однако зажимы имеют ряд недостатков. К примеру, они могут расслабиться в самый
неподходящий момент. Туго стянутые ремни вызывают боль и препятствуют кровообращению
в ступне. Более того: иногда они могут оказаться смертельной ловушкой, поскольку в
чрезвычайных обстоятельствах их невозможно быстро отстегнуть.
Только в 1985 году появилась педаль, избавившаяся от недостатков прежних моделей.
Бернар Тапи, французский промышленник и страстный любитель велосипеда, приобрел
фирму «Look», специализировавшуюся на выпуске лыжных креплений. Он предложил
инженерам взяться за создание нового типа педали – наподобие лыжного крепления.
Вскоре был разработан своеобразный зажим для ноги: легкий рывок ногой в сторону –
и она освобождается от педали. Такое движение не характерно для велогонщика, поэтому
нечаянно это произойти не может.
Бернар Ино, лидер команды гонщиков, опробовал первую безопасную педаль марки «Look»
в том же 1985 году на соревнованиях в Италии – и одержал уверенную победу. На финише
чемпион заявил, что именно эта педаль спасла его, когда группа велосипедистов, в
которой он шел, оказалась в непредвиденной ситуации. Почуяв опасность, Ино расстегнул
зажим, благодаря чему сумел сохранить равновесие, в то время как все остальные
попадали...
Велосипеды вы можете подобрать и купить у нас.
Источник материала : открытые источники.