Иван БЕЛОЗЕР
Лет 7 назад на разбитом сертоловском танкодроме были проведены весьма интригующие
заезды с участием внедорожника Nissan Terrano, мотовездехода и боевого танка Т-80.
Цель “погонялок” была, собственно, банальна: кто кого? В победе бронемашины никто
не сомневался и минуты.
В борьбе же за II место победа квадроцикла для многих стала настоящим откровением.
Небольшая по своим габаритам полноприводная машина довольно легко справилась с
чередой поворотов, ям и ухабов, не оставив японскому джипу никаких шансов.
Это сегодня каждый ценитель техники знает, на что способен мотовездеход, который за
рубежом часто именуют ATV, а тогда подобные аппараты были для россиян “темной
лошадкой”. Если, для удовлетворения своих охотничьих страстей, возникала
необходимость забраться в непроходимые дебри, они усаживались за руль либо “уазика”,
либо ГАЗ-66 и были тому рады.
Однако российское бездорожье не всегда “по зубам” кондовой отечественной технике, и
тут на помощь может прийти разве что юркий утилитарный мотовездеход.
Условная классификация
Такие рабочие машины уже в базе оснащены полным приводом и лебедкой – предназначение
к тому обязывает. Утилитарные ATV - мощные и крепкие модели, по своим возможностям
они сопоставимы с трактором. Что касается работы, то в этом плане их можно сравнить
с лошадями-тяжеловозами, что не будет преувеличением. Масса утилитарных ATV
достигает 350 кг – это наивысший показатель среди всех машин.
Данный вид квадроциклов наиболее востребован на сегодняшний день. Их покупателями
являются преимущественно егери, охотники и другие любители активного отдыха на
природе.
В классе “Туринг” выступают более мягкие, комфортные и легкие (около 200 кг)
мотовездеходы. При этом не надо думать, что они спасуют на бездорожье – многие из
них тоже снабжены системой полного привода. Покупательский спрос на эти машины
растет год от года, а пик их продаж – видимо, еще впереди.
То же самое можно сказать и о легких ATV так называемого эконом-класса. Эти модели
зачастую используются как вторая машина в семье либо берутся на прокат.
Спортивные квадроциклы – особая “каста” в модельном ряду ATV. Они предназначены для
участия в ралли-рейдах, всевозможных соревнованиях и сафари. Машины отличаются
большим клиренсом, завидной энерговооруженностью, усиленной подвеской, мощным
мотором и максимальной защищенностью.
Отдельного упоминания заслуживает модель DS650 канадской марки Bombardier.
Двукратный обладатель титула “Мотовездеход года”, победитель знаменитой гонки “Baja
Chellenge”, этот ATV является самым мощным в мире спортивным квадроциклом и
характеризуется отличной устойчивостью.
Существуют и детские мотовездеходы, имеющие привод на задние колеса. Несмотря на
миниатюрные размеры, у этих машин все “по-взрослому”. Оснащенные 2- и 4-тактными
моторами (50 и 90 куб. см), они с легкостью перевозят не только детишек, но и
взрослых “наездников”.
Машины очень просты в управлении, а встроенный ограничитель мощности обеспечивает
безопасность движения: родители сами устанавливают оптимальный для их ребенка
режим скорости.
Берем пассажира
Почти все (99% уж точно) серийных ATV украшены предупреждающей наклейкой:
схематическое изображение мотовездехода с водителем и пассажиром, перечеркнутое
сочной красной линией. Мол, сам катайся, но не вздумай посадить сзади пассажира!
Это не прихоть производителей, а всего лишь их желание сохранить здоровье, а быть
может, и жизнь человеку, который приобрел их продукцию.
Дело в том, что квадроциклы имеют очень маленькую колесную базу. Присутствие в
“седле” второго человека автоматически смещает центр тяжести машины, что на
бездорожье может привести к ее опрокидыванию.
А что делать, если существует реальная необходимость перемещаться вдвоем? Тогда
есть смысл обратить свои взоры на оригинальные 2-местные машины, которые выпускает
лишь одна компания в мире – все та же Bombardier.
В этих ATV фирменной линейки Max предусмотрены не только большое седло (для водителя
и пассажира), но также удлиненная рама и слегка измененное положение двигателя.
Все это, вместе взятое, способствует правильному распределению веса и устойчивости
вездехода. Разумеется, настройки подвески 2-местных квадроциклов просчитаны именно
для поездок вдвоем.
Для охотника незаменим
Мотовездеход хорошо приспособлен к сложным внедорожным условиям. Низкое давление в
шинах рассчитано на мягкий грунт – проколоть резину практически невозможно. Все
жизненно важные узлы и агрегаты машины (электрика, аккумулятор, воздухозаборник)
расположены в ее верхней части. Подобная конструктивная особенность позволяет ATV
ездить не только по суше.
По ровной дороге на квадроцикле можно разогнаться до 30 км/час, однако средняя
скорость его передвижения чуть меньше – примерно 20 км/час. Почти 20-литрового
топливного бака хватает на пару дней катания. Используемые на ATV 2- и 4-тактные
моторы неприхотливы в работе, а потому вполне лояльны к отечественному “95-му”
бензину.
Для любителей тюнинга – а таковых немало в среде охотников – предусмотрены
специальные программы. Они включают в себя установку защиты рук, днища, ветрового
стекла, дополнительных дуг, держателей для ружья, GPS-держателя, а также задней
лебедки.
Предложение завода-изготовителя касается не только машины, но и непосредственно
водителя. При желании, он может приобрести перчатки, водонепроницаемый комбинезон,
шлем и очки.
Опыт эксплуатации мотовездеходов свидетельствует о том, что по вине производителя
отказы техники встречаются крайне редко. Львиная доля всех поломок – неправильное
управление машиной. Самой распространенной бедой в катании на ATV является лобовое
столкновение с деревом. Как правило, это приводит к выходу из строя рычагов
подвески, руля, колес, радиатора (только на туристских моделях).
Как ни крути, мотовездеход – это все же транспортное средство, и при его “укрощении”
просто необходимо помнить о безопасности.
Мотоциклы вы можете подобрать и купить у нас.