Антон Хворостов
НЕЧЕГО ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД
Будучи в прошлом продавцом достаточно продолжительное время, да и сейчас сохраняя связь с розничными покупателями
и оптовыми клиентами, мне приходится очень часто отвечать на одни и те же вопросы. Знаете, уже порядком поднадоело
повторять схожие фразы по несколько раз на дню. Поэтому я сел за труд, который должен облегчить мою жизнь, стать
хорошим пособием для коллег по бизнесу и помочь покупателям приобрести новый велосипед, запчасти к старому, да и
заложить основы правильного катания.
Так как я единственный автор этой статьи, она, естественно, не претендует на стопроцентную объективность, полный
охват затронутой темы, доскональных объяснений по всем вопросам. Здесь будут только краткие, но точные и корректные
ответы. Кроме основных правил далее будут упомянуты главные исключения.
Типы велосипедов.
- Горный велосипед он же маунтин байк (MTB - mountain bike). Основное отличие от остальных типов велосипедов -
колеса 26 дюймов (хотя сейчас бывают и 24" с то-о-о-лстыми покрышками, что в сумме дает 26"); ручные тормоза,
хотя это скорее признак спортивности велосипеда; амортизаторы и большое количество передач.
- Шоссейный велосипед (Road (Racing) Bike). Классика. Тут Вы можете катить все время на большой скорости безо
всяких помех по ровной дороге и наслаждаться процессом. Колеса диаметром 27" или в зависимости от стандарта
измерения 700с или 622мм.
- Туристический или Гибрид (Touring, Hybrid). Колеса такие же, как у шоссейного, но резина потолще и на этом
велосипеде уже можно съехать на любую дорожку или тропинку. Предназначены они, как видно из названия, для длительных
поездок и совмещают в себе легкость шоссейных велосипедов с надежностью и проходимостью горных.
- Городской велосипед (Сity Bike). Он заранее укомплектован крыльями, багажником и прочими практичными атрибутами.
Он предназначен для поездок от дома до работы или просто катания в парке. Это не профессиональный велосипед, хотя
цена его может сильно разниться в зависимости от навески и рамы. Владельцы таких велосипедов не любят вдаваться
в технические подробности и премудрости, поэтому велосипеды комплектуются задними втулками с переключением передач
внутри, которые можно перещелкивать стоя на месте. Количество передач может быть от трех до семи. Тормоза, как
правило, ножные. Естественно, велосипед, у которого все механизмы спрятаны внутрь, практически не требует ухода.
В городах Западной Европы велосипеды такого типа можно встретить припаркованными чуть ли не у каждого столба.
- Детский велосипед (Kids bike). Те, для кого они предназначены, быстро растут. На выбор выпускаются четырех,
трех и двух колесные модели с размером колеса 12", 16", 20" и 24". Естественно бывают дорогие с несколькими
передачами и простые с одной.
- BMX (аббревиатура от английского Bicycle Motocross - велосипедный мотокросс). Это велосипеды для спорта. Диаметр
колеса 20", но некоторые дисциплины требуют 24". В основном BMX - это шоу. То есть трюковая езда, прыжки, скоростные
заезды на специальных площадках с горками и трамплинами.
- Трековый велосипед (Track bicycle). Исключительно спортивный тип велосипеда. Похож на шоссейный, но не имеет
тормозов и холостого хода заднего колеса. Легче велосипедов не бывает! Предназначен для соревнований на велотреках
(велодромах) - специальных трассах в виде замкнутой в кольцо дорожки с контр-поворотами.
- Складной велосипед (Folding Bike). К этому обширному классу относится каждый второй велосипед, находящийся во
владении наших граждан. Колеса 20" или 24", может быть оснащен несколькими передачами. Отличный выход для
малогабаритных квартир и поездок на дачу в багажнике автомобиля.
- Дорожный велосипед (Single Speed, Coaster Brake). Остальные почти 50% велосипедов. Это нечто с большими колесами
622мм (28"), багажником и крыльями, которые установлены на заводе, одной передачей и ножным тормозом.
Типы горных велосипедов.
- Жесткий (Rigid) - изначально они все были такими, то есть вообще без амортизаторов. Ныне в таком виде можно
встретить практически только недорогие велосипеды начального уровня.
- Хардтейл (Hard Tail) - байк с одним передним амортизатором. Большинство профессиональных велосипедов для кросс
кантри именно такие. Амортизаторы понравились не только гонщикам, но и остальным велосипедистам, поэтому многие серийные
байки являются хардтейлами.
- Двухподвес (Full Suspension). Подвеской оснащены уже оба колеса. На таком велосипеде комфортнее ехать и менее
страшны ямы да ухабы. Два основных применения - скоростной спуск с горы или подарок шефу с большим животом в виде сувенира.
- Софт-тейл (Soft Tail). Русский аналог названия пока еще не придумали, так как этот тип велосипедов сравнительно
новый и термин еще не на слуху. Это нечто среднее между хардтейлом и двухподвесом. Подвеска заднего колеса не
рычажная, а деформационная. В задний треугольник встроен амортизатор, который не поглощает энергию педалирования, но
пружинит на неровностях дороги.
Виды езды на горном велосипеде и спортивные дисциплины.
- Кросс кантри (XС - Cross Country). Гонка на время по пересеченной местности. Так как большинство велосипедов MTB
на рынке по своим параметрам более всего приспособлены именно к XC, то и катание на них скорее попадает в эту категорию.
- Даунхил (DH - Downhill) . Скоростной спуск с горы. Нужен двухподвес с большим ходом амортизаторов, широкие обода и
покрышки, желательны дисковые тормоза и высокий гнутый руль на коротком выносы. Езда своим ходом возможна только вниз
с горы, а наверх придется ехать на подъемнике или машине.
- Фрирайд (FR - Freeride) в переводе: "Свободная езда". Стиль катания более подходит для средней полосы России, чем
"чистый" DH. Нужен двухподвес в менее экстремальной комплектации. FR - отличный способ времяпровождения на "покатушках"
в компании - это весело! Тут можно и съезжать с крутой горки, и своим ходом добираться до места тусовки.
- Парный слалом (DS - Dual Slalom). Похоже на горнолыжную дисциплину, в которой одновременно по параллельным трассам
под горку стартуют два гонщика и объезжают вешки то с левой, то с правой стороны. Затем они меняются дорожками и съезжают
снова. По итогам двух заездов выбирается сильнейший. Велосипед нужен типа HT или FS.
- Велокросс (Cycle Cross). Похоже на XC, но на шоссейных или гибридных велосипедах.
- Шоссе (Road Racing). Существует очень много видов соревнований, перечислим лишь несколько: многодневные гонки, критериум
(раздельный старт), командные, индивидуальные...
- Велотрек. Также множество видов. Вот некоторые из них: гонка за лидером (за мотоциклистом), индивидуальная,
"Madison"–парное толкание, командная, старт с ходу....
Геометрия рамы. Спортивная или любительская посадка.
Классическую велосипедную раму можно представить в виде двух треугольников. Передний - это верхняя, нижняя и подседельная труба,
а задний - это подседельная труба, нижние и верхние перья. Так вот, в спортивной (агрессивной) посадке, вес ездока перенесен
вперед, на руки, чтобы повысить управляемость велосипедом, а руль расположен относительно низко. В любительской геометрии посадка
более комфортная - руль высокий, а передний треугольник короче. Велосипедист едет в расслабленой позе с почти вертикальной спиной.
Ростовка (размер) рамы.
Цена велосипеда от ростовки не зависит! Размер велосипеда определяется по Вашему росту и не зависит от, например, веса. Измеряется
расстояние от центра каретки по сруб подседельной трубы (некоторые производители меряют до центра или верха верхней трубы). Для
велосипедов MTB следующий пример: при росте человека 180 см. нужен велосипед 19.5" или "L". Общая рекомендация такая: когда вы
стоите над велосипедом, между пахом и верхней трубой рамы должна свободно проходить ладонь (примерно 12 см.). Для шоссейных
велосипедов размер рамы требуется больше, здесь подседельный штырь должен выглядывать из рамы примерно на 13 см.
Велосипеды вы можете подобрать и купить у нас.