Алексей Кавелин
"Сити-байки"( citybike) - городские прогулочные велосипеды, также нередко используемые для хозяйственно-бытовых целей. Характерная особенность - широкий комфортный руль и седло, прямая расслабленная посадка. Могут иметь колеса 26 или 28 дюймов, покрышки с мелким "дорожным" или гладким рисунком протектора. Обычно штатно комплектуются крыльями и подножкой.
В этом сегменте можно также рассмотреть и простые модели с так называемыми "планетарными" втулками, у которых механизм переключения расположен внутри самой втулки. Такие велосипеды несколько более тяжелы и менее эффективны, чем "классические", но максимально неприхотливы и нетребовательны к обслуживанию.
Назначение "сити-байков" - городская езда, неторопливые прогулки по городским паркам, поездки за покупками по магазинам. Очень популярны на западе (особенно среди женщин и пожилых людей). В последние годы комфорт и предельную простоту управления "сити-байков" осознали и российские потребители: продажи таких велосипедов неуклонно растут.
В этом списке намеренно отсутствуют односкоростные велосипеды, привычные нам по не столь далеким годам тотального дефицита. Дело в том, что по сравнению с современными многоскоростными машинами, древний односкоростной "дорожник" столь заметно уступает им в функциональности, весе и легкости хода, что "проигрывает вчистую" - и у качественных фирм-производителей отсутствует как класс (кроме специальных линеек пляжно-развлекательных машин). Современные дорожные велосипеды также имеют набор скоростей и в нашем обзоре для простоты могут рассматриваться в категории "гибриды" (хотя и несколько от них отличаются).
То же относится и к складным велосипедам. Без крайней необходимости покупать их не следует в виду значительно более низких ходовых характеристик и большего веса. Не забывайте, что большинство современных велосипедов легко и быстро разбираются без всякого инструмента: снимаются оба колеса и седло с подседельным штырем.
Если Вы хотите больше узнать о рассматриваемых видах велосипедов, то можете почитать статью о шоссейных гибридах. Однако учтите, что она рассчитана на достаточно опытных велосипедистов и в ней рассматриваются машины, в несколько раз превосходящие выбранную нами ценовую категорию.
Итак, после того, как Вы выбрали подходящий для Вас вид велосипеда и определились с приемлемым ценовым диапазоном, приступаем непосредственно к выбору конкретной машины.
Этот один из самых популярных еще лет пять назад вопросов сегодня можно услышать реже. На сегодняшний день подавляющее большинство велосипедов делается в таких странах, как Китай, Вьетнам, Тайвань, Польша, Малайзия и т.п. Это совершенно нормальная ситуация. Большинство даже самых крупных и известных европейских и американских брендов свои производственные мощности (или заказы) размещают на крупных велосипедных заводах в вышеописанных странах. Если кто-то утверждает, что купил "новый американский байк за 500$" - он Вас обманывает или сам глубоко заблуждается. То же можно сказать и о ситуации, если Вам в магазине предлагают купить "немецкий велосипед за 15000 рублей". Вот фраза "это велосипед немецкой (американской, итальянской) фирмы" - была бы верной. Любая серьезная фирма отвечает за качество своей продукции, где бы она ни была сделана. Поэтому страна-производитель, где сделан конкретный велосипед, не имеет принципиального значения. Если некоторое время назад своеобразной "гарантией качества" служило изготовление велосипеда в Тайване, то сегодня машины рассматриваемого нами ценового диапазона ничуть не хуже делают и в других странах. Комплектующие велосипеда (переключатели, втулки, шатуны и пр.) также делаются на крупных заводах по всему миру.
Самый распространенный и вызывающий наибольшее количество споров вопрос. Фирм - многие десятки, моделей велосипедов, которые они выпускают - многие сотни. Во всем этом многообразии любой новичок "утонет" очень быстро. При выборе "своей фирмы" не имеет смысла ориентироваться на советы друзей и знакомых-велосипедистов (если, конечно, они не являются специалистами в велоиндустрии или спортсменами, катавшимися на десятках велосипедов всех известных фирм-производителей). "Советы друзей" в подавляющем большинстве случаев не несут в себе никакой полезной информации, так как отражают лишь видение вопроса конкретного человека, сменившего один-два велосипеда (плюс предвзятое отношение к "своей" марке). Вы должны для себя четко уяснить: велосипеды одного назначения и ценового диапазона по сумме всех факторов примерно адекватны друг другу - вне зависимости от фирмы-производителя. Не существует "лучшей фирмы" или "лучшего велосипеда за свои деньги". Суть в следующем: Велосипед - не единое целое, а совокупность десятков больших и малых частей, которые необходимы для его нормального функционирования. Каждая из этих частей имеет свою стоимость, характеризуемую качеством изготовления, функциональностью, прочностью, надежностью, весом, дизайном. Чтобы уложиться, например, в рассматриваемый нами диапазон 10000-15000 рублей, производитель вынужден идти путем жестких компромиссов и попытаться сочетать приемлемую стоимость всех частей при их достаточном качестве. Видение этого "идеального баланса" у разных фирм несколько различается - и в итоге мы видим множество велосипедов "на любой вкус и цвет". Идти можно разными путями: кто-то делает более качественную (и, как следствие, более дорогую) раму, но вынужден устанавливать дешевые переключатели и колеса, кто-то навешивает на самую дешевую раму более дорогие компоненты. Вариантов много. Что касается названий конкретных брендов, то в специализированных веломагазинах представлены ведущие мировые производители и "сомнительную" технику Вы там не увидите.
Такого попросту нет. Можно говорить лишь о том, что "идеальным будет велосипед, максимально подходящий именно Вам". Рассмотрим составляющие велосипеда, опираясь на описание которых, Вы сможете определить свои предпочтения.
Рама - самый важный элемент в любом велосипеде. Как это не покажется странным, но именно рама во многом определяет поведение велосипеда на дороге: его маневренность, динамику разгона, ходовые характеристики на различных типах рельефа и при различной динамике езды. Рама - самая главная и в большинстве случаев самая дорогая "часть" в велосипеде. "Экономия" на раме позволяет некоторым фирмам устанавливать более дорогие "бросающиеся в глаза" компоненты и тем самым стараться привлечь покупателей к своему бренду. Разумеется, чем лучше рама - тем предпочтительней выбор данного велосипеда. К сожалению, качество рам не имеет каких-либо явных градаций и далеко не всегда можно сказать, что "рама … лучше рамы …". Косвенно о качестве может сказать цена отдельной рамы интересующего велосипеда. И если Вы сравниваете велосипеды одинакового назначения и ценового диапазона, но рама одного из них стоит, например, 2000 рублей, а другого 5000 рублей, то качество второй рамы, очевидно, лучше. Минус в данном случае состоит в том, что если производитель оснастил велосипед более качественной рамой, то он будет вынужден сэкономить на каких-либо других компонентах велосипеда, чтобы уложиться в его конечную стоимость. С другой стороны, заменить в перспективе дешевый переключатель на более качественный на порядок проще, чем в будущем менять в целую раму. Также следует избегать рам различных "неординарных" конфигураций (необычных сочленений, "лишних" перекрещиваний труб, вычурно изогнутых или непомерно "раздутых" пропорций и т.п.). В бюджетных рамах, которые мы рассматриваем, классическая форма будет самой эффективной.
Многие модели велосипедов рассматриваемых нами типов имеют варианты с открытой рамой (называемые в народе также "женскими" рамами). Такие рамы популярны среди женщин и лиц пожилого возраста, которым трудно садиться на велосипед с классической рамой. Однако если вы нормально ощущаете себя на классической "мужской" раме, то можно остановиться на ее выборе. "Женские" рамы немного тяжелей, имеют несколько худший накат и у них, как правило, более туго работает задний тормоз (в виду специфической проводки из-за сильно заниженной и "ломанной" верхней трубы рамы).
На сегодняшний день самым распространенным материалом, из которого изготавливают рамы рассматриваемого нами ценового диапазона,
является алюминиевый сплав. Наиболее распространенные сплавы - 7005 и 6061. Марка сплава сама по себе принципиального значения
не имеет. Влияние на качество и ходовые характеристики рамы оказывает весь спектр технологических и конструктивных решений,
используемых при изготовлении конкретной рамы.
Рамы из хромомолибденовой стали высокого уровня на сегодняшний день являются большой редкостью и не укладываются в рассматриваемый
нами ценовой диапазон. Бюджетные, но вполне качественные хромомолибденовые рамы, которые до сих пор предлагают некоторые известные
фирмы, являются хорошим выбором. Они несколько "комфортней" алюминиевых рам и на некоторых типах поверхностей имеют лучший накат.
Однако при этом хромомолибденовые рамы тяжелей и имеют худшие динамические характеристики.
Следует отметить, что алюминиевые рамы также могут сильно различаться по "комфортности" езды, но эти нюансы для каждой конкретной
рамы лучше обсудить непосредственно со специалистом в веломагазине.
Другие материалы, из которых изготавливаются велосипедные рамы, в данной статье мы рассматривать не будем, так как они выходят за
рамки рассматриваемой нами ценовой категории.
Можно лишь озвучить некоторую полезную информацию по различным рамам, которая будет полезна Вам при возможных сомнительных предложениях:
- Качественные российские титановые рамы стоят более 500$
- Качественные карбоновые рамы стоят от 1000$ и выше (делаются они, как правило, в Китае или Тайване).
Также весьма популярная тема для вопросов и обсуждений. Амортизационная вилка служит для улучшения контроля переднего колеса (и велосипеда в целом) на пересеченной местности и гашения ударов от дорожных неровностей. На вседорожных велосипедах вилки более мощные и длинноходные (80-100 мм), на "гибридах" и "сити-байках" они компактные с небольшим ходом и, иногда, блокировкой, превращающей по желанию вилку в жесткую. Также на двух последних видах велосипедов можно встретить жесткие хромомолибденовые вилки. В рассматриваемой нами ценовой категории нет и не может быть в принципе амортизационных вилок высокого класса. Все, что устанавливается на велосипеды за 10-15 т.р. - это простые амортизационные вилки несложной конструкции (как правило, это так называемые пружинно-эластомерные вилки). Фирма-производитель в данном случае большой роли не играет. Если на рассматриваемом велосипеде установлена вилка дороже, чем у конкурентов - это, в целом, неплохо. Но предпочтительней был бы выбор машины с лучшей рамой.
Запомните: таких велосипедов (их также называют двухподвесами) в рассматриваемой нами ценовой категории не существует. А если Вам таковые предлагают, то следует отказаться от соблазна приобрести подобное "чудо техники". Скромные плюсы, которые даст "вторая пружина", будут многократно перекрываться громадными минусами: неэффективной подвеской, большим весом, низким ресурсом, плохими ходовыми характеристиками, вынужденным снижением качества прочих компонентов велосипеда (так как двухподвесочная рама стоит дороже, чем традиционная). Допустимым является наличие на некоторых "гибридах" и "сити-байках" амортизационного подседельного штыря. Такой штырь немного сглаживает удары от дорожных неровностей, однако добавляет вес и снижает надежность. Не стоит обращать особое внимание на наличие или отсутствие такого подседельного штыря. Однако, если вы намереваетесь ездить активно и динамично, то лучше поставить обычный "жесткий" подседельный штырь. В веломагазине по Вашей просьбе обычно делают такую замену.
"Модная опция", хотя для многих вовсе ненужная. В данной ценовой категории Вы найдете велосипеды с механическими или самыми простейшими гидравлическими дисковыми тормозами. Такие тормоза имеют несколько лучшую модуляцию (плавность торможения), чем традиционные ободные (типа V-brake), лучше работают в грязевых условиях и зимой, не изнашивают обод и не боятся "восьмерок" на колесе (пока последнее еще не задевает за раму или вилку). Однако они тяжелее, не всегда обладают достаточной мощностью торможения, сложнее в обслуживании и дороже. Установив дисковые тормоза, производитель вынужден экономить на каких-то других компонентах велосипеда. Также дисковые тормоза зачастую не позволяют установить багажник традиционного типа.
"Хочу переключатель не ниже Деор", "Хочу все детали Шимано", "Это плохая навеска, покажите лучше" и т.д. и т.п. Такие и множество других вопросов постоянно задают при выборе велосипеда новички, "нахватавшиеся" отрывочных знаний из различных источников. Что же Вам нужно знать по этому вопросу, чтобы не погрязнуть в пучине терминов и наименований: Навесное оборудование современных велосипедов (переключатели, втулки, манетки, тормоза и пр.) выпускают различные компании по всему миру. Наиболее крупные из них: Shimano и SRAM. На любом современном велосипеде рассматриваемой нами ценовой категории, который Вы увидите в веломагазине, будут стоять те или иные компоненты какой-то из этих двух фирм. Для удобства компоненты разбиты на группы, отличающиеся друг от друга качеством изготовления, долговечностью, функциональностью, весом и другими параметрами. В общем случае, чем выше группа, тем лучше. Однако предостережем Вас от самой распространенной ошибки новичков: рассматривания надписей на переключателях и манетках. Эти компоненты - лишь малая часть всего велосипеда, и сами по себе они не могут являться признаком "хорошести" или "плохости" конкретного велосипеда. На качество велосипеда в целом влияет вся совокупность составляющих его деталей, начиная с таких наиболее важных, как рама, и заканчивая на первый взгляд "несущественными" (вроде замка подседельного штыря). Наша рекомендация может показаться странной (но только на первый взгляд): не уделяйте повышенное внимание классу каких-то отдельных компонентов! Например, у одного велосипеда могут стоять переключатели и манетки Deore, а у второго - всего лишь Acera. Но при внимательном изучении выясняется, что у первого стоят точно такие же втулки, обода, спицы, амортизационная вилка - и при этом вдвое более дешевая рама, примитивные "дубовые" руль, вынос, подседельный штырь, седло, тормоза. Традиционный прием многих бюджетных массовых фирм-производителей: установить более высокого класса "бросающиеся в глаза" компоненты - и сэкономить на всем остальном. Постарайтесь избежать этой "маркетинговой ловушки". Если Вы хотите во что бы то ни стало выяснить, чем же этот предлагаемый велосипед детально отличается от рядом стоящего - проще и быстрее всего это выяснить у продавца-консультанта, чем самому скрупулезно всматриваться в аббревиатуру на втулках и вертеть регулировки на амортизационной вилке.
Итак, Вы определились с видом велосипеда, с фирмой-производителем и даже присмотрели для себя один-два наиболее приглянувшихся варианта.
Вело аксессуары и велосипед вы можете подобрать у нас.
Источник материала : veloroad.spb.ru
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.