Иван КСЕНОФОНТОВ,
фото автора
Электроскутер HULONG TDM-01. Год выпуска 2006, Двигатель электромотор, Мощность 600 Вт (0,8 л.с.), Масса 90 кг, Максимальная скорость 40 км/ч, Цена 26 500 руб.
Cкутер QUINGQI QM50QT-B2. Год выпуска 2006, Двигатель 2Т, 49,2 см3, Мощность 3,0 л.с., Масса 54 кг, Максимальная скорость 45 км/ч, Цена 20 500 руб.
Скутеры Quingqi («Чинчи») QM50QT-B2 читателю «Мото» и многим покупателям уже известны: калининградская компания «Балтмоторс» выпускает их под названием Mint.
Популярность эти аппараты обрели не вследствие выдающихся ходовых качеств или дизайна (то и другое весьма посредственно), а из-за того, что они самые дешевые из тех, что продаются на российском рынке. Оттого невзрачные машинки с цепным приводом вместо вариатора уже два года разлетаются как горячие пирожки в базарный день. Мы взяли эту машинку в сравнительный тест потому, что мощность ее двигателя (3,0 л.с.) ближе всего к мощности электромотора другого нашего фигуранта (600 Вт, или 0,8 л.с.). Менее мощные не сыскать.
Производитель электроскутера TDM-01 - китайская компания Hulong («Xyлонг»), одна из наиболее крупных в Китае, к тому же известная и в Европе. В ее ассортиментном ряду до полусотни моделей электровелосипедов и скутеров, их фирма производит в год более 100 000 единиц. Следует заметить, что эти скутеры, согласно решению правительства Китая, будут на вооружении обслуживающего персонала Олимпийских игр в Пекине - об этом свидетельствует надпись на облицовке: «2008».
Бензиновый скутер особого интереса не представляет, тем более что про него (в исполнении «Балтмоторс») мы уже писали в «Мото» (№ 9-2005). А вот электромашинку осмотрим с «пристрастием».
Единственное, что выдает в ней «электричку», - декоративные кожухи маятника в том месте, где у «нормального» скутера «нога», то есть блок «мотор-трансмиссия». Здесь же двуплечий стальной маятник, подвешенный на двух амортизаторах. Мотор - в ступице колеса. Конструкция так и называется: «мотор-колесо».
По приемистости бензиновый скутер впереди, зато по
плавности хода «электричка» - как лимузин.
Под седлом - обширная багажная емкость. Здесь все напоминает о бензиновом моторе: пустые глазницы отверстий под горловины бензо- и маслобака, закрытое кожухом окно для замены свечи зажигания. Сейчас под этим кожухом четыре 12-вольтовых аккумулятора (напряжение питания мотора - 48 В). Аккумуляторы свинцово-кислотные, необслуживаемые, их общий вес 24 кг. Многовато, даже тяжелее, чем бензиновая «нога». Но это, как объяснили продавцы мотосалона, самый дешевый вариант - существуют батареи получше, но и за другие деньги. В Европу скутеры поставляют с литиево-ионными батареями, они обеспечивают пробег на одной зарядке в четыре раза больший, а заряжаются в 2-3 раза быстрее. Стоит такое удовольствие - под 500 евро.
Инородным телом под седлом смотрится выключатель питания (электрики называют такую деталь «пакетником») - своеобразное противоугонное устройство в дополнение к замку зажигания и блокиратору руля. Еще один атрибут «электрички» - стрелочный индикатор разряженности батареи, он расположен на панели приборов рядом со спидометром. Забегая вперед, скажу, что это жизненно важный прибор.
К моменту старта у электроскутера были полностью заряжены аккумуляторы, у бензинового - горючее залито под самую горловину. По окончании теста мы намеревались долить бензин до того же уровня, используя точный мерный стакан, - чтобы определить расход топлива.
Максимально достигнутую скорость и пройденный путь измеряли при помощи GPS-навигатора - чтобы избежать возможной погрешности штатных приборов скутеров... Для чистоты эксперимента и впечатлений ездить договорились только вместе.
Quingqi запустился легко, правда, пришлось воспользоваться ручным обогатителем, а через несколько минут не забыть его выключить. С Hulong TDM-01 все проще: повернули ключ в замке зажигания - и аппарат готов к выезду. В первый раз, признаться, я сплоховал: включая «зажигание», нажал пальцем на клавишу на правой ручке - ту, которая обычно отвечает за электростартер. И раздался громкий сигнал! От неожиданности даже подпрыгнул.
|
|
Индикатор разряженности аккумулятора - важнейшая шкала на «приборке» электроскутера.
|
Это не кнопка стартера - еще один сигнал.
|
Поскольку никакой шум не раздавался, то единственным свидетельством о готовности аппарата к езде служила красная лампочка на приборной панели. Увидел ее горящей - можешь трогаться.
«По ходу пьесы» мы с помощником все время «менялись рулями». Но ощущения опишу главным образом от «электрички». Разгонная динамика и «максималка» на ней слабее, чем на самом спокойном бензиновом. Все-таки чудес не бывает: 600 «электрических» ватт не сравнишь с как минимум тремя бензиновыми «лошадками». Впрочем, производители честно указали: 40 км/ч - и никак не резвее. Потому что чтут строгие правила в Европе, куда в основном и идут «электрокитайцы». Кстати, в Европе и бензиновые скутеры обычно «задушены» так, что тоже не разгоняются выше «сороковника».
А вот подвесочки никто не запрещал делать получше. То есть они работают, жестких ударов при наезде на «российские реальности» нет, но есть и другое: аппарат после них прыгает, как мячик. И что-то гремит под седлом. Здесь далеко не лучшие в своем классе подвески, однако «стоит» аппарат при резком маневрировании на удивление уверенно.
Непривычно: когда сбрасываешь газ, скутер сразу идет накатом. И если при движении с мотором какой-то шум, хоть и небольшой, но слышен, то при накате наступает абсолютная тишина: услышишь, как чихают мухи.
Удовольствие чередовалось с легким раздражением. Если на пологие подъемы скутер въезжал, то на более крутые мощности мотор-колеса не хватало. Производитель заявил, что максимальная преодолимая крутизна - 18%. Но забыл оговорить: ее можно одолеть лишь на свежезаряженных аккумуляторах.
На загородной трассе езда на электроскутере не в удовольствие: мимо в опасной близости носятся автомобили, а на больших перегонах стрелка индикатора разряженности слишком быстро клонется к красной зоне... Гораздо приятнее поездить на природе. На грунтовой дорожке все равно быстро не разгонишься, зато наслаждаешься тишиной и отсутствием выхлопа. Можно колесить по парку перед носом у самых «обанятельных» пенсионеров и не услышать от них ни слова упрека.
Вернулись в город. Здесь, среди плотного потока машин, плетущихся с черепашьей скоростью, передвигаться на электроскутере очень удобно. Рискованно вступать в гонки с большим электротранспортом - троллейбусами: у тех прием получше. Нужно все время помнить свое место - поближе к правому краю, и тогда все будет О'к...
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.