Илья КОРНЕЕВ, специалист по ремонту
мототехники компании «Скутерия», Москва
Место штатного занял «полнощекий» - так его называют из-за того, что его щеки без балансировочных отверстий. Коленвал уравновешен углублениями на внутренней поверхности. Щеки гладкие - значит, топливо-воздушная смесь в кривошипной камере создаст меньшее сопротивление вращению. Но встречаются и другие. Например, балансировочные отверстия могут быть закрыты пластмассовыми вставками - так уменьшают объем кривошипной камеры, значит, повышают в ней степень сжатия. В результате улучшается продувка цилиндра и двигатель лучше работает на больших оборотах. Но первый вариант ощутимо дешевле, и мы остановились на нем.
|
|
В верхней головке шатуна «полнощекого» коленвала просверлены два отверстия. Они для того, чтобы
лучше смазывался игольчатый подшипник.
|
Быстроходный подшипник коленвала с сепаратором из полиамида.
|
Этот коленвал с еще одной особенностью... Форсированному мотору нужна интенсивная смазка. В верхней головке шатуна обычных валов сверлят только одно отверстие для смазки игольчатого подшипника поршневого пальца, а иногда отверстия и вовсе нет. В шатуне выбранного нами коленвала отверстий аж два! Прорези для смазки в нижней головке тоже большего размера. А то, что головки при этом немного ослабли, изготовитель скомпенсировал более прочным, но, увы, дорогим материалом шатуна.
Коленвал теперь вращается в специальных быстроходных подшипниках: у них на один шарик меньше, чем у обычных. А бывает, что и на два. Поэтому и сопротивление вращению меньше. Отсюда коленвал вращается быстрее, и, как следствие, возрастает мощность мотора.
Сепаратор изготовлен из полиамида - он немного легче стального в обычных подшипниках. Отсюда дополнительная прибавка оборотов. И еще одно его важное свойство: если такой сепаратор разрушится, его осколки размалываются в безобидную пыль. Достаточно промыть двигатель, заменить подшипник - и снова вперед! А ведь вспомним, что обломки стального сепаратора обычно повреждают другие подшипники коленвала: попав в окна цилиндра, они ломают поршень и кольца, корежат рабочую поверхность цилиндра.
У штатного коленвала балансировочные впадины создают дополнительные завихрения в кривошипной камере. В верхней головке шатуна только одно отверстие.
Но есть у таких подшипников и недостаток. Раз шариков меньше, значит меньше их суммарная опорная поверхность и больше расстояние между ними. Потому-то они не любят ударных нагрузок. А те непременно возникают на сравнительно малых оборотах, характерных для работы штатного мотора скутера с максимальной мощностью при 5-7 тыс. об/мин. Подобного рода подшипники можно устанавливать только на форсированные по оборотам двигатели - те, у которых максимальная мощность достигается при частоте вращения коленвала свыше 9000 об/мин. Часто при форсировке, достигающейся только за счет увеличения рабочего объема, но при сохранении прежних оборотов, мы, наоборот, вместо облегченных подшипников с пластиковым сепаратором устанавливаем массивные - со стальным.
В верхней головке шатуна «полнощекого» коленвала просверлены два отверстия. Они для того, чтобы лучше смазывался игольчатый подшипник.
Воздушные фильтры бывают самых разнообразных форм и размеров. Многие пользователи убеждены, что чем больше размер фильтра, тем меньше он создает сопротивление проходящему сквозь него воздуху. На самом деле все это очень условно. Тот, что мы выбрали, - компромисс между габаритными размерами и пропускной способностью.
Этот компактный воздушный фильтр обладает достаточной пропускной способностью, он хорошо очищает воздух.
Рабочий объем мотора стал большим, обороты увеличились - значит, нужен карбюратор с большим диаметром диффузора. И место штатного карбюратора с диффузором на 12 мм занял другой, 19-миллиметровый. Он комплектуется механическим пусковым обогатителем. Да, электрический автомат в эксплуатации намного удобнее, но стабильность его работы оставляет желать лучшего. А форсированный мотор погрешностей в приготовлении смеси не простит.
Комплект системы питания: 1 - механическое пусковое устройство; 2 - хомут; 3 - карбюратор с диффузором 19 мм; 4 — трос; 5 - кронштейн; 6 - уплотнения троса; 7 - трубка, регулировочные винты и гайки троса.
Выхлопная труба подобрана для работы в диапазоне от 9000 об/мин и выше, вплоть до 12 000 об/мин.
Комплект глушителя: 1 - глушитель; 2 - кронштейн; 3 - резонатор. Остальное - крепеж.
Цены деталей, использованных при переделке мотора |
|
---|---|
Деталь |
Цена (в рублях) |
Поршневая группа |
  |
(цилиндр, головка, поршень, кольца, палец) |
6400 |
Подшипник коленвала |
500-800 |
Коленвал |
5200-7500 и более |
Комплект карбюоатора |
3800 |
Воздушный фильтр |
900-1500 |
Центробежное сцепление |
3200 |
Барабан сцепления |
2000 |
Комплект вариатора (с ремнем) |
11000 |
Выпускная труба |
10300 |
Итого |
43 300 - 53 600 |
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.