О причине преждевременного износа поршневой группы в моторах Honda СВ750 и ее ремонте рассказали специалисты московской компании «Аояма Моторс» Дмитрий КАРПИХИН и Иван ВОЕВОДИН.
О неприхотливости Honda CB750 ходят легенды. Низкий уровень форсировки и размещенные в приводе клапанов гидрокомпенсаторы сделали мотор мотоцикла почти вечным, а стальная рама и удачные передние и задние дуги безопасности спасают аппарат при падениях: поднял - и поехал дальше.
Эти мотоциклы «прощают» водителю любые «издевательства», за это их заслуженно уважают инструкторы мотошкол. Причем не только тех, в которых обучают начинающих, но и на курсах экстремальной езды. Здесь проявляется еще одно достоинство Honda СВ750 - они способны «сопротивляться» выходкам курсантов. И как бы предупреждают: прекрати, пока не поздно! Например, если перетормозишь, аппарат будет долго дергаться, брыкаться, а упадет лишь тогда, когда исчерпает все способы «воздействия» на бестолкового седока.
Износ в средней части пальца - следствие «перекруток» мотора.
Мы впали в шок, когда увидели этот экземпляр. «Неубиваемый» плохо разгонялся, трясся на холостом ходу! Аппарат не старый - 1997 года выпуска, пробег - чуть за 100 тыс. км, что далеко не предел для его мотора. Однако компрессометр не обманешь: в первом цилиндре компрессия почти на нуле. Странно... Версия о перегреве отпадает: у таких моторов крайние цилиндры, первый и четвертый, охлаждаются лучше средних.
На всякий случай проверили давление масла - оно в норме. Раз так, то решили ограничиться проверкой головки блока цилиндров и поршневой группы - лишний раз разбирать двигатель ни к чему.
Сняли клапанную крышку - и удивились еще больше: мотор девственно чист, нет и следа смолистых отложений. Очевидно, владелец масло менял регулярно и заливал только качественное. Что это так, подтвердили и детали газораспределительного механизма - ни следа износа! Еще одна версия - из-за никудышного масла залегли кольца - также отпала.
Может, клапана негерметичны? Чтобы проверить это предположение, перевернули головку блока камерами сгорания кверху и залили в них керосин. Мы считаем, что если керосин просачивается между клапанами и седлами более чем за три минуты, притирать клапаны нет смысла - это только сократит срок службы деталей... Прошедшие керосиновое испытание головки мы смело устанавливаем на двигатель, и они нас никогда не подводили. Здесь же спустя три минуты весь керосин остался на месте - головка блока в отличном состоянии!
На юбке поршня лишь легкая потертость - он практически не изношен. Нагар на верхней части поршня - следствие неправильной работы карбюратора, а также износа колец.
носа - 0,06 мм. Размокший нагар легко удалить из канавок зубочисткой или деревянной щепкой. Можно ускорить работу - вынуть один край старого кольца из канавки и кольцо провернуть (как показано на фото на предыдущей странице). Край, оставшийся в канавке, ее очистит.
На днище поршня есть метки. IN направьте к впускным клапанам, а ЕХ - к выпускным. Стопорные кольца поршневого пальца устанавливайте только новые - старые могли потерять упругость! Пока их не трогают, они исправно держат палец, но стоит переустановить - и за впоследствия поручиться нельзя. Выскочившие кольцо и палец пропашут в цилиндре борозду не хуже тракторного плуга! Эти детали нужно правильно сориентировать - их прорезь направьте вверх под 60° к вертикали... И самое главное. Перед тем как устанавливать стопорные кольца, сделайте все, чтобы они не упали в картер. Способов много: натолкайте в картер ветоши, приспособьте какую-нибудь оправку, с которой кольцо не сможет соскочить. Наконец, вставляйте его, придерживая магнитом.
|
|
|
Поршни нужно установить так, чтобы метка IN (выведена фрагментом фото) была направлена к впускным клапанам.
|
Вот так, осторожно, с помощью тонкой отвертки мы вставили кольца в цилиндр.
|
Все, поршневая группа собрана.
|
Теперь о поршневых кольцах. Замок верхнего компрессионного направьте в промежуток между впускными клапанами, а нижнее разверните на 120°. Замок верхнего маслосъемного разверните на 120° относительно нижнего компрессионного. А уже относительно него с такими же интервалами расположите замки расширительной пружины и нижнего маслосъемного кольца.
Блок цилиндров можно устанавливать только на новую прокладку - никакой герметик не даст гарантии от течи. Хотя бы потому, что на установку блока цилиндров уходит много времени, и пока затолкаешь все кольца в цилиндры, герметик успевает застыть. Экономить на прокладках - себе дороже!
Поршневую группу смажьте, как рекомендуют заводы, либо специальным маслом, либо смесью: 50% какой-либо смазки с дисульфидом молибдена и 50% моторного масла.
Существует множество приспособлений, сжимающих кольца при установке поршней в автомобильные блоки цилиндров, однако для сборки мотоциклетных моторов они, как правило, непригодны - мешают шпильки. А у малокубатурных моторов (например, у 4-цилиндровых «четырехсоток») просто нет места, чтобы вставить оправку. Мы работаем без них. Важно помнить, что современные кольца эластичные, их очень легко согнуть, а идеально выпрямить практически невозможно. Поврежденная деталь застрянет в канавке, и о нормальной компрессии в цилиндрах можно забыть: зазор-то между кольцом и стенками канавки - всего 0,016-0,04 мм! Его не хватит, чтобы компенсировать кривизну! Так что работайте терпеливо, не спеша, и кольца понемногу, одно за другим заползут внутрь по заходному конусу, расположенному в нижней части цилиндров.
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.