Максим ЮРЧЕНКО
Корреспондент «Мото» отправился на Киевский мотозавод, чтобы получить ответ на вопрос многих читателей: появятся ли снова в продаже «Днепры»?
Знаете, что сейчас изготавливают на КМЗ? Мотоциклы - тоже. Но чтобы заработать на их мизерный выпуск, здесь взялись за изготовление автозаков (будок для транспортировки уголовников), авто прицепов, развернули стекольное производство... Разве что не выращивают кактусы. Производят и продают мотоциклов мало, от силы пару тысяч в год.
Не то, чтобы не идут заказы - только из России запросы один за другим. Но таможенные ставки уничтожают очарование низкой отпускной цены: в российских магазинах стоимость «Днепров» зашкаливала бы за $ 3000-3200. Многие за столько купят? Тенденция сужения производства классики, дорогой сердцу далеко не только украинцев, усугубляется. Ощутите горечь этих слов... Все, что в Киеве собирают, экспортируют в «выгодные» по деньгам страны Америки и Европы, где их берут и за $ 4000, и дороже. Для внутреннего рынка - ничего. Как-то случилась несказанная радость: Державна автоiспекцiя (Госавтоинспекция), до того момента, как ее разогнал президент Ющенко, закупила 140 патрульных мотоциклов. Больше такой радости не жди: следующая закупка для киевских ментов - Moto Guzzi. Они получше.
Однако уточним: следует сказать - «современнее». Чтобы и «Днепр» стал таким, в него нужно вложить средства. Где их взять? У акционеров. А акционер один: государство. Что с него имеет КМЗ? Во всяком случае, не вложения.
Другой источник резервов - мозги организаторов производства. «Мозги» шевеляться. Отказались от разделения продукции (не автозаков - мотоциклов) на «экспортную» и «для внутреннего потребления»: вся она, по новым заводским стандартам, должна быть одинаковых потребительских достоинств.
Легко сказать... Это только с виду все они «просто «Днепры». На самом деле, вариантов двигателей, коленвалов, шестерен и проч. до трех сотен. Уже на этапе подготовки производства можно пойти по миру.
Михаил Логвиненко, технический директор, рассказал, что здесь отказались от разорительного модельного многообразия. Нынче в производственной программе четыре мотоцикла: классический -«просто» с коляской, другой - с приводом на колесо коляски, «Днепр»-одиночка, а также грузовой трицикл «Днепр 310», способный транспортировать полтонны груза. Заводские «мозги» не уверенны, что грузовичок выживет. Горожанам он не нужен, селянам сгодился бы, но не трехколейный. Разве что подкупит свежее предложение: «310-й» собираются комплектовать или дизелем (3 л дешевой солярки на 100 км хода, максимальная скорость - 70 км/час), или двигателем электрическим (суточный пробег на одной зарядке - 150км). Зам. диктора завода по маркетингу Александр Дудко говорит, что продажей «обычных» «днепров» постараются заработать «на хлеб», а потом уж возьмутся за перспективные модели. Было бы недурно заработать в России еще и на продаже запчастей - их запрашивают постоянно. Но на прилавки магазинов в России пробились зипы, изготовленные в Китае, Индии, Малайзии и «в подвалах на Малой Арнаутской». Судя по качеству, эти запчасти точат из переплавленных в болванки автомобильных номеров. Их демпинговая стоимость такое подозрение только подтверждает: цена, скажем, поршневой группы, равна закупочной стоимости металла, которую КМЗ платит своим поставщикам. Так что ценовой конкуренции завод в России не выдержит. Тогда на чем заработать? «А чтобы выполнить уже поступившие из Италии заказы, надо где-то раздобыть не меньше 1 млн. гривен». При этих словах лицо Александра Николаевича выражало такую безысходность, что в душе я его искренне пожалел: ну где ему в пору экономического разброда и политических шатаний в стране достать «живой» миллион?!
Но мое любопытство превозмогло сочувствие, и я все-таки спросил: что такое упомянутые «перспективные модели»? Когда технический директор стал их перечислять, я утратил контроль над местоположением подбородка: круизер, эндуро, скрэмблер.
В чувства я себя приводил размышлениями: почему, собственно, и нет? Ведь это разумно - строить амбициозные планы. Пусть же киевскому заводу повезет! А там, глядишь, и нам чего перепадет с его успехов, хотя бы теми же запчастями: по прикидкам, в России сейчас «на руках» минимум 200, а то и 300 тысяч «Днепров».
Без везения киевлянам не обойтись. Поскольку завод расположен в центральной части города, на его территорию зарится кто ни попадя. Положение его неустойчиво, и предприятие легко свалить. Поскольку оно 100-процентно государственное, подпоры не жди - до него державе нет дела. Когда писались эти строки, создавалась, разваливалась и снова склеивалась «оранжевая» коалиция политиков, они не могли поделить кресла председателя Верховной Рады и премьер-министра. А на премьера в лице Юлии Тимошенко, скорее всего, и подавно надежды нет.
Помните, когда во время правления в США президента Рональда Рейгана компания Harly Devidson стояла на грани краха, господин президент призвал нацию покупать мотоциклы не импортные, a HD. Призыв был воспринят. В том числе и полицейскими - они закупили массу «харлеев». И компания была спасена, она окрепла, да так, что сейчас ее продукция закуплена на года вперед. Президент понимал: HD - один из символов США, а символы нужно спасать и лелеять. Это, в конце концов, выгодно: только накормленная курица несет золотые яйца... Мотоцикл «Днепр» - такой же символ своей страны. Отсюда, Украине нужен свой Рейган.
Днепр пожарный
Читать другие статьи по теме Мотоцикл «Урал», «Днепр»
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.