Дмитрий КАРПИХИН, мастер
мотосервиса «Аояма моторс»
Оценить состояние цепи подержанного аппарата можно по меткам на заднем маятнике. У мотоциклов
последних лет выпуска шкала цветная и с надписями. Если метки на оси колеса или ее тягах
подошли к критической зоне, цепная передача «доживает» последние дни. И не
успокаивайте себя надеждой, что, мол, до «критических дней» далеко.
Проверяя цепь, оттяните ее от ведомой звездочки. Если образуется
просвет в миллиметр-полтора, знайте, что цепь и звездочки нужно заменить.
В пользу замены «говорит» и шкала: край ее голубой зоны (она
указана стрелкой) на натяжной скобе (это предел износа) подошел к обрезу маятника.
Во-первых, предыдущий хозяин мог заменить цепь, а звездочки оставить старые. Для нового владельца
экономность предшественника может вылиться в траты - изношенные звездочки быстро «съедят»
новую цепь. Осмотрите их впадины: каждая должна быть «цилиндрической» формы внизу, а
оба «склона» одинаковой формы и угла наклона. Особенно внимательно осмотрите ведущую
звездочку - она изнашивается первой. Цепь на звездочках должна сидеть плотно - не оттягиваться под
усилием руки и не елозить вперед-назад.
Здесь шкала (выделена красным овалом) находится под осью. Напротив
шкалы на вставке сделан прилив (указан стрелкой). Мысленно проведите
вертикально вверх линию от этого прилива до расположенной сверху
цветной шкалы - тогда и узнаете, сколько осталось цепи «жить».
Во-вторых, цепь могли «вылечить» старым дедовским способом - укоротить на два звена.
Если мощность мотоцикла не превышает 20 л. с., такие вещи проходят сравнительно безболезненно. Но
и тогда «восстановленные» цепи с аппетитом «съедали» звездочки. И это не
самое страшное: мощный мотор при резком разгоне или «козлении» способен разорвать
изношенную цепь. И хорошо, если ее обрывки ничего не заклинят, а ведь могут и разворотить
картер двигателя.
Бывает, что цепь изнашивается неравномерно. Одни участки
провисают сильнее (фото внизу), другие - слабее (фото вверху).
Но, положим, по меткам вы определили, что до полного износа передаче далеко, цепь плотно сидит на
звездочках. Однако и в этом случае не спешите радоваться - часто цепь изнашивается неравномерно.
Установите мотоцикл на центральную подставку. Прокручивая заднее колесо, проверьте, не меняется ли при
этом провисание цепи. Если провис существенно отличается, такую деталь тоже лучше заменить сразу.
Ведь при езде цепь «пульсирует». Эта дерготня не только ускоряет износ трансмиссии и
КП, но и заставляет колесо вращаться неравномерно, и поведение мощного мотоцикла при «активной»
езде станет плохо предсказуемым. Иногда такого рода дефект цепи приводит к авариям из числа
«необъяснимых».
Бывает, что цепь изнашивается неравномерно. Одни участки
провисают сильнее (фото внизу), другие - слабее (фото вверху).
Но если мощность мотора невелика, а владелец мотоцикла сторонник неспешной езды, с разницей в
3-4 мм провиса цепи некоторое время поездить можно. Перед тем, как подтягивать цепь, найдите
положение колеса, в котором она натянется сильнее всего. Да, в другом положении колеса провис цепи
увеличится. Но уж лучше она будет периодически ослабевать, чем натягиваться как струна.
Оси подвижных звеньев цепи со временем истираются, цепь удлиняется
и при сходе с зубьев звездочек «слизывает» их кончики.
Источник материала : журнал "МОТО"