Александр ВОРОНЦОВ, Иван КСЕНОФОНТОВ,
фото Григория СПИРИДОНОВА, Дмитрия ТЮРИНА,
Ивана КСЕНОФОНТОВА и фирм-производителей
Коммунизма уже не обещают, а электрификация мотобайков в России уже началась
В нашей редакции спорили: по нашей ли части все эти электроскутеры? Рьяные адепты чистоты темы утверждали, что мы и так слишком много пишем обо всяких там кофемолках и сенокосилках. Однако... Послушайте новости, полюбуйтесь чехардой ценников на бензозаправках - не кажется ли вам, что это уже не звоночек, а траурный марш по ДВС?
Нынешний всплеск опасений по поводу грядущего топливного кризиса далеко не первый. В Англии XVI века всерьез беспокоились о том, что уже вырублены практически все леса, и страна вскоре замерзнет. Лет сто назад газеты пугали: лошади сожрут всю траву, листья, а города утонут в навозе... Но жизнь всегда (или почти всегда) опровергала паникеров - люди что-нибудь да придумывают. Как говорится, не нефтью единой. Можно вырабатывать спирт из растений или гнать синтетическую субстанцию из сланцев или угля. Есть энергия ветра, падающей воды, атома, Солнца, в конце концов. А еще вокруг полным-полно водорода, который горит еще получше, чем бензин. Причем его выгоднее даже не сжигать в ДВС, а напрямую перегонять в электричество (технология «топливной ячейки»). Следовательно, пожалуйте на электротягу!
Заправка из розетки дешевле бензина в несколько раз
Электродвигатели почти бесшумны и не загрязняют воздух вредными для здоровья газами. По сравнению с двигателями внутреннего сгорания, электромоторы используют перерабатанную энергию более чем в два раза эффективнее. Так, КПД самого совершенного ДВС не превышает 37%, в то время как у электродвигателей полезность приближается к 90%.
Но главное их достоинство - мизерная стоимость поездок. 100-километровый пробег на самом экономичном бензиновом мокике обойдется примерно в 23,5 рубля, а на электротяге - всего в 3(!).
На электросамокате It's Fun можно проехать до 20 км со скоростью 18 км/ч
По оценкам специалистов, наступившее столетие будет веком электротранспорта - уж больно очевидны его преимущества. Сегодня электророллеры входят в ассортимент всех крупных профилированных компаний Азии, Америки и Европы. В одной только Японии в год продается более 250 тысяч таких машин, их выпускают Yamaha, Honda, Panasonic, Sanyo, Mitsubishi и Suzuki. На электровелосипедах уже ездит около миллиона японцев. Тон в разработке мотоэлектротранспорта задают именно конструкторы с Японских островов.
Но нас, российских потребителей, прежде всего интересует то, что делают оккупирующие наш рынок китайцы. Понятно почему: если цены на электровелосипеды и электроскутеры, произведенные компаниями развитых стран, в пределах $1000-2000, то в Китае и на Тайване такие аппараты можно приобрести за 200-350 «зеленых». Если еще несколько лет назад все с велосипедов пересаживались на скутеры и скутеретты, то сегодня молодежь предпочитает колесить на бесшумных и дешевых в эксплуатации электророллерах.
Этот малыш (YG-07d) повезет и взрослого (до 90 кг) со скоростью 20 км/ч.
Еще один «плюс» электротранспорта - минимальные затраты на техсервис. Практически все его обслуживание сводится к подкачке шин, добавке смазки в подшипники (раз в два года) и замене щеток мотор-колес (если те коллекторной конструкции).
Руководство Китая считает, что именно электротранспорт улучшит экологическую и разрядит транспортную ситуации в стране. В Шанхае, например, уже открыто несколько десятков центров зарядки велосипедных аккумуляторов и более 100 пунктов их замены. Выпускают электророллеры и крупные вело- и электротехнические компании, и мелкие фирмы. Наиболее развитые китайские заводы, зарекомендовавшие себя и в Европе, - Pugongying и Hulong: оба производят в год более 100 000 электробайков почти полусотни моделей.
Самокат HL-010/03 рассчитан на детей до 12 лет. Хотя его вес (26 кг) для них будет великоват.
В России первой из электророллеров «засветилась» лет пять назад забавная машинка под именем «Чарли» (Charry) западногерманского концерна MuZ. Необычный дизайн этого самоката с седлом в сочетании с хорошими ходовыми качествами (мощность моторчика - около 1 л.с.) сделали электрическую новинку достаточно популярной. Вслед за «Чарли» стали завозить электророллеры китайского и южнокорейского производства. Отечественная «оборонка» (Московский научно-инженерный центр «Мехатроника», фирма «Инкар» из подмосковного Королева, московские ООО «Старград» и ТОО «Рэдос») попыталась совершить «электрификацию страны», но дальше опытных образцов дело не пошло.
Если обозначать классы электророллеров, то назовем два: это аппараты с мощностью мотор-колес до 1 кВт (они классифицируются как электровелосипеды или мини-скутеры) и полноценные мотоциклы (электробайки) с двигателем мощностью около 10 кВт и больше.
Начнем с «малышей». Все их разнообразие моделей можно условно разделить на четыре вида: самокаты с электроприводом; электровелосипеды с полноценным педальным ходом; гибриды электровелосипеда и мокика, у которых педальный привод сохранен, но он не предназначен для дальней езды; модели с обликом скутера.
Электробайки существуют пока только экспериментальные. Признаться, мы знакомы с ними лишь по зарубежным журналам и Интернету. Они экзотичны и очень дороги, но нет сомнений, что их время придет.
|
|
У электровелосипеда Reggy на приборной панели стрелочный спидометр, указатель разряда батареи и ...
сигнализатор включения «мигалок».
|
Большинство электровеликов со светодиодной панелью приборов.
|
Самокаты с электроприводом бывают двух видов - с седлом и «стоячие». Последние самые дешевые - всего $150-250. Этим, а также малыми габаритами и массой (25-30 кг) объясняется их привлекательность. Наиболее простые - без светотехники (обязателен лишь звуковой сигнал). Труба рулевой колонки телескопическая или складная. Различаются электросамокаты размерами колес и шин (диаметр 4-8"), приводом колеса (цепью или ремнем), емкостью и типом аккумулятора. Кстати, аккумулятор и электронный блок управления размещаются под полом. Дальность хода и максимальная скорость у электросамокатов самая маленькая из всех видов электротранспорта (соответственно 15-25 км/ч и 18-25 км). В случае разрядки аккумулятора можно ехать, как на самокате, отталкиваясь ногой. Подвесок колес нет, тормоз нередко только один - ленточный на заднем колесе. У более дорогих моделей применяют барабанные или дисковые тормоза на обоих колесах.
Некоторые модели электросамокатов оборудованы выдвигающимся седлом. На них можно без устали проезжать большие расстояния. А вот отталкиваться по-самокатному ногой неудобно.
Складной велосипед HL-018 легкий (26,5 кг), подвески на обоих коле-сах, дальность хода - до 20 км.
Велосипед HL-001 с расширенными опциями светотехники и возможностью увеличить межзарядный пробег
с 50 км при подкручивании педалями. Вес аппарата - 40 кг.
Съемный блок аккумуляторных батарей запирается под седлом велосипеда.
Ездить на электросамокатах желательно на огороженных площадках или по малолюдным тротуарам, на проезжую часть выезжать опасно из-за малой скорости. Кроме того, маленькие колеса и отсутствие подвесок не позволяют «заложить» аппаратец в крутой поворот или катить по ямкам. Протектор покрышек предназначен только для ровного и хорошего асфальта.
На электровелосипедах ехать легко и приятно, любые расстояния становятся короче. Даже если сядут аккумуляторы - не беда, всегда можно доехать до пункта назначения, крутя педали.
250-ваттный щеточный мотор РА-001 разгоняет пилота до 28 км/ч.
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.