Анатолий Рыбин
Светофорное регулирование
В обеспечении безопасного дорожного движения особая роль принадлежит техническим средствам: светофорам,
дорожным знакам, разметке - тому, что неотъемлемой частью входит в Правила. С их помощью осуществляется
организация дорожного движения на локальном уровне, то есть на отдельных участках дороги.
Светофорное регулирование начало активно применяться уже в начале века. Первый светофор в Нью-Йорке появился
в 1918 г., в Берлине — в 1924 г., в Лондоне — в 1925 г., в Будапеште — в 1926 г.
Европейские светофоры вначале заметно отличались от американских. Они были выполнены по аналогии с часами.
По диску, разделенному на красный, желтый и зеленый секторы, с постоянной скоростью двигалась стрелка. Ее
нахождение в том или ином секторе и было сигналом для водителей - останавливаться или продолжать движение.
Европейская система светофоров просуществовала вплоть до середины 30-х годов, но в конце концов была
вытеснена более совершенной американской.
В Москве начало 30-х годов было отмечено установкой на ряде перекрестков с интенсивным движением стрелочных
светофоров. Первый из них появился в декабре 1930 г. в Москве на пересечении ул. Кузнецкий мост с ул. Петровка.
Он был подвесным и трехцветным. Чуть позже такой же светофор был установлен на пересечении Кузнецкого моста с
Неглинной улицей. Стрелочные светофоры просуществовали в Москве до 1938 г., а затем их сменили более простые
в изготовлении двух- и трехсекционные светофоры-"американцы" со сменяющимися огнями разных цветов.
Новый светофор, кроме автоматического режима в трехцветной сигнализации, мог работать и в режиме желтого
мигания. Чтобы быстро и одновременно переключать светофоры из одного режима в другой, на ул. Петровка, 38 в
1934 г. была построена центральная автоматическая станция светофоров (ЦАСС), с пульта которой регулировалась
работа 50 светофорных объектов города. В то время еще не было окончательно решено, какой светофор лучше —
европейский или американский. Выходящий регулярно Бюллетень ОРУД сообщал: "Настоящим ОРУД управления РК
милиции г. Москвы доводит до всеобщего сведения, что сигналы новых стрелочных светофоров, установленных на
некоторых перекрестках города, должны читаться так:
1. Время движения стрелки по зеленому сектору диска — "путь свободен".
2. Время движения по желтым секторам диска - - "внимание, приготовиться к смене сигнала".
3. Время движения стрелки по красному сектору диска — "путь закрыт".
В "Правилах уличного движения по г. Москве", изданных в 1933 г., в пункте 5 было записано:
"Сигналы светофора означают:
а) зеленый свет — путь свободен;
б) красный свет — проезд для транспорта и проезд для пешеходов закрыт;
в) желтый свет — внимание, приготовиться к смене сигнала.
Транспорт и пешеходы, не достигшие границ перекрестка, при желтом свете обязаны остановиться. Находящиеся
же на перекрестке обязаны немедленно продолжением своего пути освободить перекресток".
К концу 1933 г. в Москве было оборудовано светофорами более 100 перекрестков.
Бурные темпы автомобилизации в стране в конце 30-х годов поставили перед организацией и безопасностью
дорожного движения сложные задачи. Это потребовало все более широко использовать технические средства
организации дорожного движения. В конце 1938 г. в Москве была сдана в эксплуатацию новая автоматическая
светофорная станция, с пульта которой управлялись светофорные объекты уже на 240 перекрестках города.
После того, как в Москве был накоплен опыт по изготовлению светофоров, они стали использоваться в
регулировании дорожного движения и в других городах страны. В числе первых городов, где они стали
применяться, были Ленинград, Киев, Тбилиси, Алма-Ата, Сочи.
Наряду с развитием дорожных знаков и разметки совершенствовалось светофорное регулирование. В конце
40-х годов в местах с интенсивным движением транспорта и пешеходов устанавливались транспаранты, например,
с текстом "Правый поворот на красный свет запрещен". Однако этот текст трудно было читать во
время движения. Для лучшего восприятия водителем дорожной обстановки транспаранты на светофоре были
заменены новыми (в Москве). На их желтом фоне была изображена стрелка красного или зеленого цвета,
указывающая разрешенное направление движения. Впоследствии транспарант был совмещен со светофором, а в
Правилах появилось соответствующее требование.
В 1952 г. в Киеве впервые в СССР появились БУМСы (бесконтактные мигающие светофоры). В 1954 г. в Москве
у станции метро "Измайловская" светофоры стали переключать в ночное время на режим желтого
мигающего сигнала. Резко сократилось количество дорожных происшествий с тяжелыми последствиями, имевших
место из-за нарушений правил проезда регулируемого перекрестка, уменьшились неоправданные задержки
транспорта и пешеходов в этот период времени. К 1959 г. в режиме "мигалки" с 8 часов вечера
до 7 часов утра в Москве работали уже более 40 светофоров.
В 1955 г. на участке Садового кольца длиной 1,3 км работа 5 светофорных объектов была скоординирована
по принципу "зеленой волны". В Ленинграде первая "зеленая волна" начала работать на
Невском проспекте в 1958 году. Сущность термина заключается в том, что в зависимости от скорости движения
и расстояния между перекрестками последовательно включаются зеленые сигналы на светофорных объектах и
транспорт от перекрестка к перекрестку движется безостановочно. К 1963 г. координированным регулированием
в Москве было охвачено уже 140 перекрестков с общей протяженностью магистральной сети более 45 км, а к
концу 80-х годов в столице было уже 24 магистрали, где действовала "зеленая волна". Аналогичная
работа проводилась и в других городах страны.
С 60-х годов в светофорном регулировании начинается новая эра — координация работы в масштабах транспортного
района или целого города с применением вычислительной техники для установки наиболее оптимальных режимов
управления транспортными и пешеходными потоками. Первая такая система была введена в 1963 г. в Торонто (Канада)
и после распространилась по многим городам мира.
Технические средства организации дорожного движения постоянно совершенствуются, а их число имеет тенденцию
к увеличению. Они не в меньшей степени, чем сами Правила, подвержены социально-политическим и экономическим
изменениям, происходящим в обществе, и в целом отражают общий научно-технический уровень его развития.
Следует констатировать, что за последние тридцать лет не произошло кардинальных изменений в системе
светофорного регулирования в нашей стране. Единственным таким нововведением, возможно, будет (как это уже принято
в Литве) разрешение совершения правого поворота при красном сигнале светофора, используемое в Правилах
США и ряде других стран.
Источник материала : журнал "МОТО"