Дмитрий СМАГИН,
пос. Лянгасово Кировской обл.
Покрытие стальных деталей цинком - простой, доступный и эффективный способ предохранения их от ржавчины. Можно,
нарастив толстый слой этого металла, восстановить размеры изношенной детали. То, что хочу предложить, настолько просто,
что этим методом сможет воспользоваться каждый, даже с «двойкой» по химии.
Добыча цинка.
Купите в автомагазине немного готового электролита для кислотных аккумуляторов. Соберите у друзей старые батарейки.
Цинк, который нам понадобится, лучше взять из дешевых батареек старого типа. Крепким ножом надрежьте цинк и осторожно
снимите его, как кожуру с апельсина, хорошенько промойте водой.
Налейте в стеклянную банку полстакана электролита и засыпьте в него «кожуру». Тут же начнется реакция,
в результате которой образуется раствор сульфата цинка (он-то нам и нужен), а также водород. Газ этот легко
воспламеняется, а его смесь с воздухом (так называемый гремучий газ) может взорваться. Так что от греха подальше
выставьте банку на улицу и гоните от нее курильщиков! (Если лень возиться с кислотой, попробуйте найти сульфат
цинка в магазинах химреактивов.)
Чтобы реакция не проходила слишком бурно, засыпайте обрезки небольшими порциями. По мере растворения добавляйте цинк до
тех пор, пока он не перестанет реагировать с кислотой (кислоту вы должны израсходовать полностью!).
Деталь, на которую собираетесь нанести покрытие, очистите от грязи и ржавчины и тщательно обезжирьте. Если собираетесь
получить блестящее декоративное покрытие, отшлифуйте и отполируйте наружные поверхности предмета облагораживания, а
не приведете его в порядок - наносимый металл в точности повторит неказистый рельеф. Не удается снять всю ржавчину?
Некоторое время подержите деталь в аккумуляторном электролите, соляной кислоте или в уксусе. Но ни в коем случае
не в преобразователе ржавчины или, как могут посоветовать «знатоки», чистой ортофосфорной кислоте! К
образовавшейся пленке из фосфатов цинк никогда в жизни не пристанет.
Поверхность после оцинковки. Гальваника без ванны.
Раствор сульфата цинка налейте в кислотостойкий сосуд. Лучше стеклянный, но подойдет и корыто, вырезанное из
полиэтиленовой канистры.
В качестве источника питания лучше всего использовать зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов, в
котором есть регулятор тока и амперметр: по ним удобно контролировать силу тока. Подключите к его отрицательному
выводу провод и соедините его с деталью - это будет катод. Для изготовления анода выберите кусочек цинка побольше
и соедините его проводом с плюсовой клеммой зарядного устройства.
Во время гальванического процесса металл анода (кусочек цинка) переносится на катод (деталь). Анод растворяется, и
его приходится периодически менять. Следите, чтобы в электролит был погружен только цинк, но не провод, к которому
он прикреплен - иначе раствор загрязнится медью, и коррозионная стойкость покрытия может резко ухудшиться.
Большие детали можно защитить от коррозии так. Сделайте анод: обмотайте пластину цинка ватой или марлей, смоченной в
полученном нами растворе, и подключите его к «плюсу» зарядного устройства, «минус» - к
детали. Если участок невелик и работать будете недолго, можно воспользоваться аккумулятором. При оптимальной величине
тока получается покрытие серого цвета. Получилась рыхлая черная поверхность - убавьте ток, светлая - увеличьте. Обычно
хватает тока силой 0,5-1 А. Готовую деталь хорошо промойте водой, а если изготовили раствор сульфата цинка с помощью
серной кислоты, предварительно ополосните раствором питьевой соды. При желании покрытие можно отполировать.
Электрическая схема гальванического процесса.
Точно так же восстанавливаются размеры изношенной детали. Например, разболталось отверстие в картере под подшипник.
Само отверстие, конечно же, покрыть цинком не удастся - алюминий вообще не так-то просто чем-либо покрыть. Зато
можно оцинковать наружную обойму подшипника. Чтобы рабочий раствор не попал внутрь, к шарикам и сепаратору, закройте
подшипник с двух сторон резиновыми прокладками, а поверх них пластинами из диэлектрика, например из текстолита.
Металлические пластины использовать для этой цели не стоит. На них тоже будет осаждаться цинк, и вам не хватит
бэушных батареек для пополнения его запасов. Весь этот «бутерброд» стяните болтом и подведите к
подшипнику «минус».
Таким же образом можно покрывать детали медью. Как декоративное или антикоррозионное это покрытие использовать, конечно
же, нельзя, но для наращивания размера - несомненно. Во-первых, не понадобится возиться с кислотой. Медный купорос
(он же сульфат меди, из которого приготавливается раствор) продается в хозяйственных магазинах. А во-вторых, не
понадобится никаких поисков и расковыривания батареек для анода. Используйте медную пластину или пучок медных проводов.
Растворите максимальное количество медного купороса в воде. Силу тока подбирайте так же, как и при цинковании.
Как видите, ничего сложного. Лично мне это занятие так понравилось, что я покрыл цинком все, что может поржаветь:
гайки, болты, шайбы, инструмент, некоторые детали мотоцикла.
Источник материала : журнал "МОТО"