Иван КСЕНОФОНТОВ,
фото автора
«Тайга-Патруль», снегоход. Год выпуска 2005, Двигатель 2Т, 497 см3, Мощность 50 л.с., Масса 350 кг,
Максимальная скорость 90 км/ч, Рыночная цена 164 000 руб.
«Буран», снегоход. Год выпуска 2000, Двигатель 2Т, 635 см3, Мощность 34 л.с., Масса 315 кг, Максимальная
скорость 60 км/ч, Рыночная цена (нового) 87 000 руб.
«Икар», снегоход. Год выпуска 2002, Двигатель 2Т, 317 см3, Мощность 17 л.с., Масса 165 кг,
Максимальная скорость 60 км/ч, Средняя рыночная цена (секонд-хэнд) 30 000 руб.
«Рысь», снегоход. Год выпуска 2005, Двигатель 2Т, 431 см3, Мощность 40 л.с., Масса 250 кг, Максимальная
скорость 80 км/ч, Рыночная цена 106 000 руб.
«Зимогор», самодельный. Год выпуска 2005, Двигатель 4Т, 480 см3, Мощность 16 л.с., Масса 240 кг,
Максимальная скорость 60 км/ч
По толстому льду, по морю-океяну
Вот так удача: представилась возможность в один прием прокатиться на всех отечественных снегоходах! Энтузиасты полярных
путешествий на собаках собрались провести тренировочный пробег по Рыбинскому водохранилищу, а сопровождать себя
позвали местных снегоходчиков. Как не подключиться к рейду «Зимний переход»!
А собаки - лучше?
Выдвинулись солидной колонной: две «Тайги» (одна из них самой последней модели - «Патруль»),
видавший виды «Буран», «Икар», две «Рыси» (одна - из самых первых машин, другая,
наоборот, - самая «свежая») и самодельный «Зимогор» с 4-тактным мотором Briggs&Stratton
(о нем писали в «Мото», № 1-2006).
Прошли последние метры снежной целины - и под гусеницами зашуршал лед. Мы на просторах Рыбинского водохранилища -
местные называют его морем. И не даром - ширина водоема доходит до 70 км, а протяженность - более 120. Идеальный
полигон для испытания снегоходов!
«Тайга» в базовой комплектации ( у нее то и «крякнула» КП )
Порыв ветра донес многоголосый лай собак: на подходе наши компаньоны по походу. Поехали к ним навстречу, но тут
произошла первая поломка - у «Тайги» «крякнула» коробка. На одометре снегохода 2500 км -
критический пробег для этой модели: если до него узел дожил, значит, будет «Тайга» ездить долго и
счастливо. Но многие не доживают... У первых моделей вообще редкая коробка переживала такой пробег. В последующие
устанавливали импортные подшипники фирмы SKF - и дело наладилось. Похоже, наша машина еще со старыми комплектующими...
Пока «труп» буксировали к берегу, размышлял: может, попроситься в компанию к собаководам - с ними надежнее?
Ежики в тумане
Мы воссоединились - тридцать собачьих голов на пять упряжек и еще несколько молодых особей, которых только
«вводят в курс дела». Удивительная это порода ездовых собак с пронзительно голубыми глазами - хаски. Они
способны пребывать только в двух состояниях - спать и бежать. Я открыл третье - лаять: это когда они уже не спят и еще не бегут.
Помимо натуральных собак в компании обнаружилась еще и «мотособака» - одногусеничный буксировщик с мотором
от мотоблока. Его построили инженеры из Тутаева Валентин Чмутов и его сын Дмитрий.
В первый день собирались пересечь широкое русло Волги и добраться до другого берега где-то в районе села Дубец.
Но удастся ли? Поднялась пурга, видимость - метров сто... Прокладывали курс по спутниковому навигатору. Вскоре
стемнело, и, чтобы не растеряться, сбились в кучу. И вот первое серьезное испытание - надо пересечь остров Святошный
Мох. По его периметру - треста, в центре - густые заросли кустарника. Сама по себе треста препятствием не является, но
создает их вокруг себя, поскольку она выполняет функцию снего-задержателя. Но нам каково! Представьте: слезаешь со
снегохода - и тут же проваливаешься по пояс. Ехавшая в авангарде «по праву сильного» «Тайга-Патруль»
с ходу зарылась в снег по седло. Попытавшихся ее объехать «Рысей» постигла та же участь. И только
«Буран» пробил снежный заслон, правда, все время норовил встать на дыбы.
Источник материала : журнал "МОТО"