Александр ВОРОНЦОВ,
фото из архива редакции
MZ Re125 1971 года с тандемным расположением двух цилиндров.
Двигатели такой схемы использовали (и используют до сих пор) на грузовиках, самолетах, танках, локомотивах... К мотоциклу его решился приспособить Аугуст Прюссинг, шеф гоночного отделения немецкой компании DKW. Разработка, начатая в канун второй мировой войны, воплотилась в металле уже после ее окончания - силами немецких и советских специалистов, объединенных в полусекретном КБ № 10 (см. «Мото», № 7-2002). Созданный в нем мотоцикл ГК установил в 1948 - 1952 годах несколько всесоюзных рекордов скорости.
Плод развития этой идеи - двигатели с Л-образным поршнем. Практически это тот же мотор с прямоточной продувкой, но как бы согнутый пополам - за счет чего он гораздо компактнее. По такой схеме создавали рекордные мотоциклы серии «С» в начале 50-х годов в серпуховском ЦКЭБ.
И все же двигатели с прямоточной продувкой на мотоциклах не прижились. С легкой руки инженеров Даниэля
Kawasaki KR250 серийный мотоцикл с двигателем тандемной схемы.
Циммермана и Вальтера Каадена (работавших в ГДР-овской компании MZ -наследнике легендарной DKW) на гоночных 2-тактных моторах воцарилась схема с дисковым золотником, управляющим фазами впуска. При такой компоновке карбюратор располагается на картере сбоку. Если цилиндр один, - нет проблем. Два цилиндра - ширина двигателя возрастает, но пока не угрожающе. А если их четыре? Какова ширина! И, потом, карбюраторы-то где размещать? Выход нашли в Yamaha: расположили цилиндры V-образно, у каждого блока - свой коленвал. Позже это решение «позаимствовали» для своих гоночных мотоциклов конструкторы чешской Jawa и итальянской Morbidelli.
Motoczysz C1: современное прочтение тандемной схемы.
В MZ другой подход: расположили два цилиндра тандемом, друг за другом. К сожалению, изобретателям не удалось вкусить плод победы, а вот копиисты из Kawasaki собрали в 70-е годы богатый урожай чемпионских титулов на трассах Гран-при. И отыграли рекламный эффект от этих побед на полную катушку: с 1983 по 1994 годы компания выпускала популярные 250-кубовые спортбайки серии KR с моторами тандемной схемы -как на гоночных машинах.
Конструкторы другого японского гиганта - Suzuki пошли своим путем: расположили четыре цилиндра гоночного мотора «квадратом», как у древнего Ariel. Машина также собрала завидный урожай медалей. И также обзавелась «гражданским» собратом: серийный спортбайк RG500 Gamma компания выпускала с 1984 по 1989 годы.
Самая мощная из 2-тактных «реплик» - 95-сильная Suzuki RG500 Gamma.
Закончилась эпоха мощных 2-тактных моторов - и вместе с ней исчезли двигатели-тандемы... Впрочем, не совсем - вон американский изобретатель Майкл Сизз уже сейчас предлагает собственный вариант: два отдельных блока с «персональными» коленвалами, они расположены продольно с малым развалом. Иначе и быть не могло: если идея содержит рациональное зерно, к ней будут возвращаться вновь и вновь. А в моторе-тандеме такое зернышко есть. Ведь главное его достоинство - потрясающая плавность работы - если не запретный, то заветный плод всякого, кто ездит.
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.