Александр РЯБИКИН (Рига), инструктор школы
водительского мастерства Pilot Racing Team
Владение навыками управления на хорошем уровне - залог выживания в городе, поэтому нужно научиться тормозить и рулить, отслеживать поток, предсказывать его «поведение» и самому быть видимым, избегать «мертвых» зон... И всегда иметь наготове запасной вариант. Жизнь мотоциклиста на улице зависит от настроения соседей по потоку, состояния асфальта, исправности автомобилей вокруг и прочих неожиданностей... Сложно? Тем не менее, очень жаль, что лишь немноие используют мотоциклы для ежедневных поездок.
Да, есть аргументы против езды на мотоцикле по улицам, и это аргументы весомые. Самый главный - угроза жизни и здоровью, как правило, исходящая от неподготовленных, невнимательных соседей по потоку. Можно упомянуть зависимость от погоды, уязвимость перед преступниками, взаимоисключающие требования к одежде за рулем и на работе... Но все это меркнет перед необходимостью каждый день рисковать своей жизнью. Уделяйте больше внимания поведению других водителей, старайтесь всегда быть видимым. Думайте как мотоциклист всегда, а не только за рулем мотоцикла.
Научиться как следует управлять мотоциклом - это прежде всего тормозить. Умение останавливаться на кратчайшей дистанции рано или поздно спасет вашу жизнь. Оно так же важно, как умение распознать в потоке пьяного водителя. Начинающие водители мотоциклов часто действуют неправильно при возникновении опасности. Например, блокируют переднее колесо при торможении или забывают рулить и едут в сторону опасности или не глядя в сторону спасительной дороги - взгляд их, словно у завороженного, упирается в препятствие... Новичкам не приходит в голову появляться на трассах чемпионата по мотогонкам. Почему же они выезжают на куда более опасные улицы, не освоив базовые навыки вождения мотоцикла?
Заведите привычку почаще тренировать экстренное торможение - тренируйтесь в каждой поездке. Выберите момент, когда сзади никого нет, а под колесами асфальт ровный и цепкий - и интенсивно оттормаживайтесь на знаке «Стоп» или светофоре. Опытные мотоциклисты всегда держат указательный и средний пальцы на рычаге переднего тормоза - сэкономить драгоценные мгновения на движении пальцев от рукоятки газа до тормозного рычага, чтобы сократить время реакции мышц на сигнал мозга «тормози!». А корифеи еще и контролируют сцепление с дорогой и едут не посередине полосы (здесь скользко из-за масла, капающего из автомобилей), а примерно на трети расстояния от левого края полосы, где максимально цепкий асфальт.
Скорость мотоцикла должна быть большей на 15-20 км/ч, чем легковушек.
Посмотрите на опытного мотоциклиста за рулем - на нем всегда надета защита. К выбору экипировки нужно подходить максимально ответственно. В ней не должно быть слишком жарко, она должна противостоять капризам погоды. Если хотите, чтобы вас считали крутым парнем, носите защиту.
Высокая скорость не убивает сама по себе - она лишь удлиняет тормозной путь. Готов поспорить: если вы попали в аварийную ситуацию, значит, ехали с превышением скорости, а значит, вогнали себя в ситуацию, когда потеряли контроль за тем, что происходит вокруг. Если в супермаркете бежать вдоль полок в поисках молока, просто не успеете его заменить. Так и в потоке: на большой скорости невозможно как следует «читать» трафик, и это неизбежно приводит к неприятным неожиданностям.
Умеете ли вы правильно отслеживать трафик? Если взгляд фиксируется на какой-то машине, знаке или пешеходе, вы теряете способность видеть картину в целом. Тогда до неприятности всего один шаг. Нужно постоянно перемещать взгляд, смотреть сразу во все стороны - это даст мозгу больше информации, и он сможет заранее распознать опасность, придумать, как ее избежать. Конечно, уши помогают услышать вой сирены или гудок соседней машины, нос предупредит о луже топлива. Но глаза остаются важнейшим источником информации.
Многие истории об авариях начинаются со слов «я здорово устал и...». В состоянии утомления глаза - так уж мы устроены - фиксируются на одном предмете, а значит, упускают из виду другие, может быть, потенциально опасные. Нужно научиться распознавать в себе момент наступления усталости и заставлять глаза перемещаться активнее. Если вы в каждой поездке будете тренировать перемещение глаз, это войдет в привычку, которая поможет, когда случится возвращаться домой за полночь.
Подъезжая к переходу, мотоциклист должен быть готов ко всему, даже к
маловероятному - тому, что из-за «непрозрачного» Subaru слева выбегут дети.
Вредно в трафике просто катиться - в нем надо активно пробиваться с некоей долей здоровой агрессивности, со скоростью большей, чем скорость потока, примерно на 15-20 км/ч. Это позволяет удерживать инициативу, быть менее уязвимым для чужих ошибок, меньше отвлекаться на ситуацию позади себя и уделять больше внимания тому, что происходит впереди и сбоку.
Большинство водителей слишком увлекаются выбором скорости и дистанции. Что неверно: прежде всего, надо стать максимально заметным, видимым для других участников движения. Единственный критерий выбора скоростного режима и дистанции - твое очевидное для других присутствие на дороге. Многие начинающие мотоциклисты полагают, что их все видят, - и дорого расплачиваются за эту иллюзию.
Больше всего бойтесь попасть и долго находиться в «мертвых зонах» водителей автомобилей (см. рисунок). А если попадете, то внутри должен зазвучать сигнал тревоги. Но как определить, вы «невидимка» или нет? Если не видите голову водителя в зеркалах заднего вида его автомобиля, значит, в его представлении вас нет. Помните из школы: угол падения равен углу отражения? Так вот, если вы не видете его, то и он не видит вас. Быстро измените свое положение в потоке так, чтобы дать водителю машины возможность вас заметить - на случай, если он вдруг решит перестроиться со смещением в вашу сторону. Никогда не надейтесь, что кто-то неотрывно смотрит в зеркала, тем не менее всегда ездите «в зеркалах».
Если вы видите в зеркале водителя авто, то и он видит вас.
Площадь «мертвой» зоны зависит от конструкции автомобиля, роста водителя, настройки зеркал и других факторов. Нет двух машин с одинаковой «мертвой» зоной, поэтому задачу быть видимым приходится всякий раз решать заново. Если в машине пять человек, то скорее всего водитель не может пользоваться салонным зеркалом - в нем маячит голова пассажира. У «особо одаренных» водителей вообще нет правого зеркала. Вас должен насторожить тюнингованный джип с микроскопическими зеркалами и катером в прицепе. Читайте номера автомобилей - опасайтесь машин из других регионов: они не знают ваш город и зачастую ведут себя непредсказуемо. Опасны таксисты и «бомбилы» - эти могут ломануться из третьего ряда к клиенту на обочине, не взглянув, что позади него. Держитесь подальше от «ерзающих» по полосам движения - это потенциально опасные машины. Выбирайте в потоке такую позицию, чтобы их метания вам не повредили.
Ехать чуть быстрее - значит, ехать чуть быстрее: нужно немного агрессии и немного фантазии.
Также см. статью ... И все повороты - в занос?
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.