Сергей ВОЛГИН, директор юридической
фирмы «Правозащита «За рулем»
Рисунок Сергея Чиркова
О недавней задумке московских властей - ввести обязательную регистрацию скутеров, а их водителей обязать получать
права - в «Мото» уже написано достаточно много. В чем суть инициативы? Дескать, такие меры помогут
упорядочить движение мопедов и скутеров на дорогах столицы... Вот только дальше намерений дело так и не пошло. И
не могло пойти, в чем убедиться просто. Разберемся.
Правила дорожного движения исключают мопеды из числа механических транспортных средств, и потому, согласно пункту
2.1.1, обязанность иметь при себе права возлагается только на водителей механических транспортных средств. Вот и
выходит, что водитель мопеда НЕ ОБЯЗАН иметь при себе права.
В то же время, согласно пункту 24.1 Правил, местные органы исполнительной власти обладают возможностью принимать
нормативные акты, согласно которым скутеристов могут обязать возить с собою водительские удостоверения. Так вот,
не будет этого: ПДД не определяют механизм реализации таких требований. А все потому, что, когда писались
Правила, многих из ныне действующих нормативных актов не было и в помине - не могли наши тогдашние законодатели
предвидеть, что если кому-то стукнет в голову обязать водителей мопедов получать права, то придется переиначивать
целый ряд общегосударственных нормативных актов, касающихся регистрации транспортных средств. И Правила в том числе!
С правами все более-менее ясно. А вот с регистрацией вагон несостыковок. Самая большая - придется изменять
опять-таки общегосударственные (местные приказы-указы здесь бессильны) правила регистрации транспортных средств.
Между тем действующее, никем не отмененное Постановление Правительства РФ № 938 от 12.08.1994 четко определяет:
регистрации подлежат автомото-транспортные средства «с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более
(выделено ред.) 50 см3 <...>, принадлежащих юридическим и физическим лицам». Как видим, мопеды
(скутеры) и под эти требования не подпадают. А изменить нормативный акт федерального уровня можно только нормативным
актом того же федерального уровня. Кто, скажите, ввяжется в историю с корректировкой текста правительственного
документа? И сколько веков она протянется? Плюс придется внести изменения и в Приказ МВД № 59 от 27.01.2003
«О порядке регистрации транспортных средств», что сделать еще как не просто.
Полагаете, это все? Так нет! Чтобы зарегистрировать в ГИБДД любое транспортное средство, необходим документ,
подтверждающий право собственности его владельца. На новый скутер такой документ есть - например, договор
купли-продажи, заключенный с магазином. А как быть, если приобрел секонд-хэнд? Даже через комиссионку, а не
с рук? Документы на подержанный аппарат предыдущий хозяин, как правило, не хранит (ведь до сих пор надобности
в них не возникало), а значит, в ГИБДД нет формальных оснований для регистрации мопеда.
Теоретически документом о праве собственности может выступить решение суда - он-то может признать право
собственности. Но в суд необходимо, во-первых, предоставить хоть какие-то доказательства осуществленной некогда
сделки между покупателем и продавцом, и, во-вторых, покупатель должен будет доказать свои права на скутер...
Но кто пойдет в суд из-за скутера? Давайте рассудим «по жизни»: учитывая общеизвестную неповоротливость
нашей судебной системы, сомневаюсь, что кто-нибудь станет тратить на это время. Да и продавец, избавившийся от
старого аппарата и получивший за него деньги, покрутит у виска, когда ему предложат куда-то идти и что-то
доказывать. Ради чего?
Кроме документа о праве собственности на автомототранспортное средство, согласно действующим федеральным,
подчеркиваю еще раз, документам, должен быть выдан паспорт транспортного средства. Он выдается
предприятием-изготовителем, в данном случае скутера, либо таможенными органами после проведения таможенного
оформления товара. Разве не ясно, что добыть ПТС на скутер не реально: ни завод-изготовитель, ни таможенники
никаких таких документов сроду не оформляли и не станут оформлять, если, конечно, их к тому не обяжут
соответствующие нормативные акты, опять же федерального уровня.
Поверьте на слово, есть еще о чем сказать (основываясь и на документах, и «по жизни») в пользу
того, что из затеи московских властей, как бы ни были благи их намерения (уж этого не отнять, будем справедливы),
изменений в отношении прав или регистрации мопедов и скутеров с объемом двигателя меньше 50 см3 не будет, по
меньшей мере, в обозримом будущем наших детей. И закроем эту тему.
Источник материала : журнал "МОТО"