Дмитрий Шехавцов, г.Москва
Отсутствие запасных частей - больной вопрос для многих владельцев мотоциклов. И если для современной техники
найти детали можно, то представьте, чего стоит найти комплектующие для мотоцикла, снятого с производства
лет 20 или, тем более, 50 назад.
Понятно, что не реально изготовить в кустарных условиях поршневые кольца для импортного мотоцикла, развивающего
высокие обороты и имеющего большую удельную мощность. Но для людей, занимающихся антикварной техникой или
ставящих перед собой прозаическую задачу ремонта подержанного мотоцикла для эксплуатации в хозяйственных целях,
самодельные поршневые кольца могут быть единственным выходом из положения. Но и в этом случае изготовление
поршневых колец упрощенным способом целесообразно лишь в качестве крайнего варианта, когда не удается
обеспечить двигатель заводскими кольцами.
Один из общеизвестных способов изготовления поршневых колец, подобных по качеству заводским, следующий: из
маслоты чугуна (отрезок литой толстостенной чугунной трубы) улучшенного качества вытачивают на токарном
станке заготовки кольца диаметром несколько большим, чем требуемый; затем по окружности из кольца вырезают
небольшую часть; при сведении торцов заготовки кольцо пружинит, но приобретает овальную форму. Для получения
правильной окружности заготовки несколько колец надевают на цилиндрическую оправку, сводят концы в замке,
зажимают с торца гайкой и протачивают снаружи до размера, соответствующего диаметру цилиндра. После этой
операции кольцо становится круглым, но с различной радиальной толщиной стенки. Кольца устанавливают в оправку -
трубу, закрепляют и протачивают изнутри. Они приобретают заданный внутренний диаметр и равную радиальную
толщину по всей окружности. Затем шлифуют боковые поверхности колец, доводя их высоту до соответствия канавкам поршня.
1. Оправка для обработки поршневых колец диаметром 78 мм по
внутренней поверхности: 1 - корпус оправки; 2 - накидная гайка.
Для изготовления небольшого количества поршневых колец описанный способ, требующий применения двух оправок,
слишком трудоемок и дорог. Ниже рекомендуется простой способ, к которому приходится прибегать при изготовлении
нескольких штук, хотя и уступающих по качеству кольцам заводского производства, но дающих, однако, возможность
дальнейшей эксплуатации мотоцикла.
В качестве материала для колец подбирают болванку мелкозернистого серого чугуна.* Например, для изготовления колец
диаметром 76 мм можно использовать в качестве заготовки трубу с наружным диаметром 80-85 мм и внутренним диаметром
55-60 мм. Трубу следует закрепить в патроне токарного станка и за один установ проточить по наружному и
внутреннему диаметрам, обеспечивая шероховатость поверхности 0,63 мкм. Наружный диаметр делается на 0,3-0,5 мм
больше диаметра цилиндра. Затем следует отрезать кольца с небольшим припуском на доводку по высоте. Высоту колец
подгоняют к канавкам поршня шлифованием боковых поверхностей вручную на наждачной шкурке, расстеленной на
толстом стекле и доводкой на чугунной плите с абразивной пастой.
Подогнанные кольца следует разрезать ножовочным полотном, специально сточенным с боков на наждачном круге до
толщины 0,5-0,8 мм. При некотором навыке можно перекусить кольца кусачками или перерубить осторожно зубилом.
Подогнать зазор в замке кольца по цилиндру, в случае необходимости, припиливая надфилем торцы кольца. Выпилить
надфилем выемки в замке кольца, взаимодействующие со стопорным штифтом в канавке поршня (для двухтактных двигателей).
Таким образом получается кольцо правильной формы, равностороннее, с разрезом, но не обладающее необходимой
упругостью. Для придания кольцу упругости в сжатом состоянии концы его разводят в стыке в стороны на расстояние,
равное примерно пятикратной радиальной толщине кольца. (Для колец диаметром 76 мм разводка на 12-15 мм). С этой
целью кольца надевают на трубу подходящего диаметра, причем в месте расположения стыков колец на трубе должна быть
снята лыска примерно на 1/6 окружности для того, чтобы цилиндрическая форма кольца была меньше нарушена. Вместе с
трубой кольца нагревают в муфельной печи до 800-850°С, выдерживают при этой температуре 20-25 минут и
охлаждают в масле. Затем следует новый нагрев до 400°С и охлаждение на воздухе.
2. Кольцо, надетое на трубу для термообработки.
Изготовленные кольца имеют правильную форму, однако по упругости и ресурсу уступают заводским. При сборке самодельные
кольца следует надевать на поршень с повышенной осторожностью, при помощи тонких стальных пластинок, обеспечивающих
минимальный развод колец в стыках.
*) В серьезной технической литературе для поршневых колец всех четырехтактных и спортивных двухтактных двигателей
рекомендуется применять серый перлитовый чугун, следующего химического состава:
C = 3,75-3,9%; Mn = 0,5-0,75%;
Si = 2,4-2,6%; P = 0,35-0,5%;
Cr = 0,25-0,35%; Ti = 0,08-0,18%;
Cu = 0,25-0,5%; S - не более 0,05%; Fe - остальное.
Несмотря на это, по слухам, некоторые антикварщики успешно делают кольца из канализационных чугунных труб.
Следует только иметь в виду, что ездят они с такими кольцами не очень много и не спеша.
Источник материала : журнал "МОТО"