Вадим КУЗНЕЦОВ, Москва
Привычным движением повернул ключ зажигания, нажал кнопку стартера... И тишина. Повторил запуск - стартер не пашет.
Толкать умеете?
Если, нажав кнопку стартера, слышишь кратковременный непривычный скрежет и мотор не заводится, то, вероятнее всего, дело
не в стартере - просто «сдох» аккумулятор. Симптомы неисправности стартера другие: при нажатии на пусковую
кнопку раздается одиночный металлический щелчок контактов реле включения стартера, но за ним не следует шума мотора.
Что предпринять?
Включите первую передачу и на выжатом сцеплении, толкая мотоцикл вперед-назад, нажимайте кнопку стартера. Если мотор
заработал, можно сделать вывод: между угольными токосъемными щетками и коллектором плохой контакт. Между трущимися
деталями (щетками коллектора) попадала пыль, из-за нее происходило искрение и образовался своеобразный диэлектрик.
Когда же мотоцикл толкали вперед-назад, при скольжении щетки нашли контакт - и стартер заработал.
Этот способ запуска мотоцикла выручит, если «болезнь» на начальной стадии. Однако неизбежно наступит момент,
когда мотор возбудить не удастся.
В операционную!
Ремонт вышедшего из строя стартера рассмотрим на примере Honda XR250 Baja. Благо, на мотоцикле нет облицовки, и интересующая
нас деталь легкодоступна (фото1).
Для работы понадобятся: ключи - торцовые «на 12» и «10», рожковые - «на 7» и «10».
Установите аппарат на подставку. Чтобы добраться до стартера, демонтируйте выхлопную трубу. Для этого отвинтите четыре
гайки на фланцах патрубков (фото 2, 3). Болт на хомуте достаточно лишь ослабить.
Отвинтите по два болта маслопровода и крепления корпуса стартера к картеру (фото 4). Отсоедините клемму на стартере.
Легонько простучите молотком (через деревянный брусок) корпус стартера (фото 5) - чтобы шлицы вала якоря вышли из зацепления
с шестерней обгонной муфты (фото 6). Из рамы выньте стартер через левую сторону.
Вскрытие стартера. Выкрутите два болта (фото 7). Обе крышки корпуса снимаются, якорь легко выходит из ротора (это
постоянный магнит). Будьте внимательны и предусмотрительны: не перепутайте порядок расположения шайб на валу якоря!
На фото 8 и 9 хорошо видна грязь, которая и доконала стартер «неубиваемой» Honda: коллектор покрылся
диэлектриком, ламели (прорези в роторе) забиты грязью, токосъемные щетки с трудом перемещаются в гнездах.
Ремонт. Наждачной бумагой (зернистость - мелкая) зачистите коллектор, ламели - чистим скребком, изготовленным из
ножовочного полотна (фото 10). Якорь отмойте в чистом бензине (фото 11). Крышку корпуса с угольными щетками также
«искупайте», особо тщательно обработайте свеженьким бензином и игольчатый подшипник в другой крышке (фото 12).
Сборка. Игольчатый подшипник во время работы мотора смазывается моторным маслом, однако при сборке все равно смажьте
его тем же моторным маслом. В крышке корпуса со стороны щеток установлена металлокерамическая втулка - забейте ее
консистентной смазкой (Castrol LMX).
Соедините все детали - шайбы, уплотнительные кольца (установите их в том порядке, в каком они разложены на фото 13).
Не перепутайте, какой стороной стыкуется корпус статора с крышкой, в которой находятся щетки, для этого существует
специальный паз на корпусе (его видно на фото 9) и ответный выступ на крышке (он на фото 8). Если уплотнительное
резиновое кольцо (их должно быть два) на корпусе статора порвалось, а замены нет, можно воспользоваться герметиком (и
нам пришлось его применить). Стяните детали стартера болтами. Проверьте, прокручивается ли якорь в корпусе?
Ничего ли не зажато?
Установите стартер на мотоцикл. Все операции, описанные в разборке, проведите в обратном порядке. Спасибо
спортивно-техническому клубу «Ферзь» (Москва) за помощь в подготовке материала.
Источник материала : журнал "МОТО"