На письма читателей «Мото» отвечает
Валерий КОЖЕВНИКОВ, механик Ижевского
мотозавода с многолетним стажем.
Какой лепестковый клапан лучше всего установить на «Иж-П5»? Какого размера отверстие в поршне
надо проделать? Нужно ли расширять впускное, выпускное и продувочные окна в цилиндре? Роман СМИРНОВ, г. Калязин Тверской обл.
При выборе лепесткового клапана следует руководствоваться не столько рабочим объемом мотора-донора, сколько его
мощностью. Клапан от «Совы» рассчитан на 175 см3, значит, он основательно «придушит»
«планетовский» двигатель. Лучше возьмите деталь от ковровских мотобольных мотоциклов. Другое дело, сможете
ли ее найти?.. Можно попробовать, руководствуясь теми же соображениями, подобрать один из клапанов от иномарок.
Прибавки максимальной мощности от такой переделки ждать не приходится. Наибольший эффект лепестковый клапан даёт
на высокофорсированных моторах (к ним «Планета» не относится), в которых нужно увеличить крутящий момент
на средних и малых оборотах. Чтобы понять, что поможет существенно улучшить показатели двигателя, потребуются
сложные расчеты и трудоемкая экспериментальная работа на динамометрическом стенде. Таких исследований с ижевскими
мотоциклами не проводили, так что вам придётся взяться за это самому. Опять-таки, это вам по силам?.. Могу дать
лишь несколько общих советов. Отверстие в поршне (разумеется, нужно взять деталь без прорези в юбке, иначе она
отломится) сделайте по подобию отверстия в ковровских поршнях. Выпускное и продувочные окна трогать не обязательно.
Сечение впускного можно бы увеличить, однако количество «мяса» на цилиндре не даст разгуляться. В любом
случае, для нормальной работы данного двигателя ширина окна не должна превышать 48 мм. Старайтесь, чтобы объем впускного
канала между клапаном и поршнем получился минимальным, а переходы на пути у бензовоздушной смеси плавными и без уступов.
Можно ли на «Иж-Ю5» установить мощные автомобильные сигналы без ущерба для электроники и
аккумулятора?.. Говорят, что при установке ведущей звездочки на 20 зубьев двигатель быстро выходит из строя - так
ли это?.. Что может служить причиной металлического стука в кривошипном механизме при перегреве двигателя? Илья УЛЬЯШЕВ, с. Корткерос, Коми
Если не будете «бибикать» мощными сигналами с утра до вечера, аккумулятор выдержит, правда, свет фары
в этот момент потускнеет. А вот чтобы не испортить проводку, придется ее усовершенствовать. Чтобы контакты замка
зажигания и кнопки включения сигнала не сгорели, следует запитать сигналы непосредственно от аккумулятора, через
отдельный предохранитель и реле сигнала. И то, и другое возьмите от автомобиля, для которого предназначены эти
сигналы или их аналог. Провода тоже нужно использовать автомобильные с достаточным сечением.
Все «Юпитеры» рассчитаны на установку ведущей звездочки главной передачи с 19 зубьями. Если установить
20-зубую, мотоцикл станет хуже разгоняться, на холмистых дорогах придется чаще включать пониженные передачи.
Максимальная скорость будет больше только при спуске с горки. Единственное достоинство переделки - при езде по
ровной дороге на умеренной скорости удается сэкономить немного бензина. На долговечность двигателя такая
замена не должна повлиять.
Резкий металлический стук в кривошипном механизме при перегретом двигателе вызывают калильное зажигание и
детонация. Как только услышите этот звук, не дожидаясь «клина», охладите мотор. Немедленно останавливаться
не стоит. Лучше выключить передачу и ехать накатом с заглушенным двигателем, если позволяет дорога.
Можно ли на «Иж-П5» вместо декомпрессора установить датчик температуры от автомобиля? Целесообразно
ли подрезать юбку поршня со стороны впуска? Виктор ГАВРИЛОВ, Москва
Установить датчик в головку цилиндра, в принципе, можно. Но толку не будет: датчики для жидкостной системы охлаждения
рассчитаны на температуру до 130°С, в головке же «Планеты» температура может подняться намного выше,
ведь прибор будет соприкасаться с горящими газами. Так что неизвестно, какую температуру он покажет. Лучше, как
в старину делали умельцы, закрепить датчик между ребрами головки и цилиндра над карбюратором. Точных показаний он
все равно не даст, но, по крайней мере, о характере, порядке изменений температуры вы знать будете.
Подрезав юбку поршня со стороны впускного окна, вы увеличите фазу впуска. В результате мотор, лишь чуть прибавив
мощности на высоких оборотах, потеряет ее на низких. Чуть - потому что продувка и выпуск, рассчитанные на работу
на низких и средних оборотах, эту прибавку «задавят». Что же до двигателей «Планет» в целом,
то более неблагодарного объекта для форсировки трудно придумать.
Что будет, если у «Иж-Ю5» укоротить глушитель до перегородки «флейты» и, соответственно,
увеличить длину колен и сделать перемычку между ними, как на «Юнкере»? Юрий ЖЕЛТКОВ, Саратов
Не сказать, чтобы глушители серийных «ижевских» мотоциклов были очень хорошо настроены, но и после
подобных переделок мотор мощнее не станет. Неожиданный эффект от такой переделки - работники ГИБДД будут рады
встрече с вами, причем вовсе не для того, чтобы похвалить или помочь материально.
Свой «Иж-Ю5» я еще не поставил на учет. Могу ли поменять двигатель на «планетовский» и уже
после этого регистрировать в ГАИ? Или мотоцикл придется сертифицировать? Сергей БЕЗЫМЯННЫЙ, г. Урюпинск Волгоградской обл.
Вначале нужно поставить мотоцикл на учет, а затем оформить замену двигателя. Сертификация переделки не требуется,
поскольку такая замена разрешена.
Можно ли в системе зажигания двигателя «Иж-Ю4» использовать катушку зажигания от «Иж-Ю2»?
Виктор ТАНГАЕВ, Новокуйбышевск Самарской обл.
Напряжение в системе электрооборудования «Иж-Ю4» составляет 12 В, то есть вдвое больше, чем у
«Иж-Ю2», а значит, через первичную обмотку катушек зажигания от «Иж-Ю2» будет течь вдвое
больший ток. Катушки разогреются и, в конце концов, выйдут из строя. Кроме того, из-за возросшего тока будут
интенсивнее обгорать контакты прерывателя... Нет, такую замену не рекомендуем.
Можно ли на «Иж-П5» установить коленвал и карбюратор от «Иж-ПС», а также расточить
цилиндр под поршень от «Москвича-412»? Алексей ЧУХЛАНЦЕВ, Ижевск
Один коленвал от другого слишком сильно отличается, так что если решитесь на такую замену, потребуется серьезная
переделка и картера, и шатуна, и поршня. Кроме того, ход поршня у «Иж-П5» составляет 85 мм, а у
«Иж-ПС» - 75 мм. Выходит, если даже удастся провести переделку, рабочий объем двигателя уменьшится с
346 до 305 см3.
Двигатель с более легким коленвалом станет динамичнее, но потеряет 3-4 л. с. Так стоит ли все это затевать?
О карбюраторе. Mikuni от «Иж-ПС» улучшит работу двигателя при малых, средний нагрузках и на переходных
режимах - это проявится в снижении расхода топлива. Другой вопрос - где достать такой карбюратор...
Если расточить цилиндр «Иж-ПС» до 82 мм (диаметр поршня «Москвича-412»), толщина стенок
гильзы цилиндра станет сравнимой с толщиной стенок консервной банки. Рискнете? Кроме того, из-за особенностей
конструкции поршни 4-тактных двигателей непригодны для использования в 2-тактных без существенных доработок.
Хочу смонтировать на «Иж-ПС» турбо-наддув из автомобильного пылесоса. Есть ли в том смысл?
Андрей РЯБОВ, Вологда
Если к 2-тактному двигателю приладите на выпуске турбину, приводимую отработанными газами, то полностью разладите
настройку выпускной системы. Если же применить механический или какой-либо другой привод для нагнетателя, симметричность
фаз обычного 2-тактного двигателя сведет к минимуму весь эффект наддува. Это произойдет из-за того, что продувочные
окна, через которые поступает в цилиндр горючая смесь, закроются раньше, чем закроется выпускное окно. В него и
вылетит большая часть избыточной горючей смеси. Кроме того, производительность автомобильного пылесоса недостаточна
даже для того, чтобы что-либо изменить в работе мопеда. Пытаться приспособить для наддува более мощный агрегат не
стоит: даже автомобильный пылесос потребляет около 40 Вт мощности, то есть около 1/3 мощности генератора. Так что
и с электрическим приводом нагнетателя ничего не выйдет.
Какой карбюратор можно поставить на «Иж-ПС» вместо Mikuni (который у меня украли)? Никита КАРПОВ, Пенза
Из серии К-65, можно попытаться использовать К-65И от «Иж-П5». Возможно, придется подбирать главный
жиклер. Карбюратор Jikov-2928 от «Явы» будет неплохо работать на малых и средних нагрузках, но
максимальная мощность снизится, ведь у него меньшее сечение диффузора. Карбюратор Jikov-2936 от кроссового CZ-500
потребует тщательной регулировки. Если эту работу выполнить правильно, можно получить существенную прибавку
максимальной мощности. Об экономичности «Иж-ПС» с этим карбюратором лучше не упоминать, - ее не дождетесь.
Собираюсь купить «Иж-Юнкер», переоборудованный под воздушное охлаждение (с цилиндрами от
«Иж-Ю5»). Зарегистрируют ли такой мотоцикл в ГИБДД? Максим МАРТЫНЕНКО, Москва
Поскольку все детали заводского происхождения, а тип системы охлаждения не влияет на мощность и токсичность
двигателя, у ГИБДД не должно возникнуть претензий.
Свой «Иж-Ю5» я еще не поставил на учет. Могу ли поменять двигатель на «планетовский»
и уже после этого поставить на учет? Или его придется сертифицировать? Сергей БЕЗЫМЯННЫЙ, г. Урюпинск Волгоградской обл.
Вначале нужно поставить мотоцикл на учет, а затем оформить замену двигателя. Сертификации такая переделка не
требует, поскольку подобная замена разрешена.
С моим «Иж-Ю5» беда: холодный двигатель заводится хорошо и нормально работает, но после поездки,
если его заглушить, не заведешь. Проверял зажигание, регулировку карбюратора - все в норме. В чем же дело? Евгений, С.-Петербург
Самое вероятное - недостаточная компрессия, как следствие износа поршневых колец, а возможно, и поршней с
цилиндрами. Подтвердит этот диагноз запуск двигателя «с толкача». Если же и таким образом мотор не
заведется, нужна более тонкая диагностика систем зажигания и питания. Ее лучше проводить, по очереди переставляя
заведомо пригодные узлы.
Хочу установить на «Иж-Планету» вилку от «Планеты-Спорт», но в ней изношены сальники. Подскажите, какие сальники в
ней использовались - на старых все обозначения стерты. Можно ли заменить их другими? Какое масло, сколько его заливать
в перья вилки? Александр, Нижегородская область
Поскольку «псовая» вилка б/у, сразу проверьте состояние внутренних труб. Заметите, что они болтаются в наружных или
увидите на хромированой поверхности задиры, лучше сразу откажитесь от этой вилки: задиры быстро раздерут новые сальники.
А если ощутите люфт, мотоцикл будет «гулять» на дороге.
К сожалению, сальники для вилки «П-С» больше нигде не применялись и они были в дефиците. Народ приспосабливал сальники
от «волговской» 5-ступенчатой коробки передач (см. «Мото», № 7-03, рубрику «Мозгодром»). Их высота не 10, а 7 мм, поэтому
в каждое перо запрессовывали не две, а три штуки. Пакет получался на 1 мм выше, и приходилось потрудиться, чтобы его сжать.
Вилка рассчитана на применение амортизаторной жидкости МГП-10. Менять ее нужно каждые 9000 км. Заливайте по 0,2 литра
в каждое перо. Если эту жидкость не найдете, можно поэкспериментировать с импортными амортизаторными. Но ни в коем
случае не лейте моторные и прочие масла, а также суррогаты - ничего хорошего из этого не выйдет.
Подскажите, пожалуйста, целесообразна ли замена переднего барабанного тормоза Jawa 350/638 на дисковый от
«Иж-Планеты-5»? Александр ТЯГНИЙ, г. Харьков
Разумеется, дисковый тормоз будет работать лучше барабанного. Но лишь в том случае, если правильно установлен. Собираетесь
«прилепить» «на скорую руку»? И не начинайте - пожалейте себя, своих пассажиров и пешеходов, которые в недобрый час попадутся
на пути... О форси-ровке Jawa можно прочитать в «Мото», № 8-04 в материале «Резвость, право, не порок».
Я много лет занимаюсь тюнингом русских мотоциклов и очень хочу, чтобы мои работы попали в «Мото». Владимир, г. Сызрань
Чтобы материал о вашем творчестве попал на страницы журнала, нужно соорудить что-нибудь интересное, полезное, красивое;
сфотографировать то, что вы сделали; описать что, как, почему и зачем; прислать нам фотографии и текст (лучше по электронной
почте - так быстрее, и письмо не затеряется). Немного подождите: если ваша самоделка действительно интересная, скоро
увидите ее в журнале.
Источник материала : журнал "МОТО"