Антон СЕРГЕЕВ, Москва
Электрическая цепь (схема), способы разборки и проверки системы пуска двигателя: 1 - предохранитель (второй устанавливается как опция); 2 - замок зажигания; 3 - переключатель на рычаге тормоза (он же включатель стоп-сигнала); 4 - реле стартера; 5 - кнопка «Пуск» (включатель стартера); 6 - стартер; 7 - аккумулятор; а, б, в - расположение, демонтаж и проверка «микриков» в тормозах; г - определение исправности замка зажигания; д - чистые клеммы АКБ и их окончательная затяжка; е, ж - проверка реле стартера на наличие залипания контактов и целости обмотки управления.
Случается, причина отказа - возвратные пружинки контактов заклинило грязью. Верните толкателю «микрика» подвижность: снимите рычаг тормоза (если нужно, так оба) и промойте пружину проникающей смазкой-спреем (типа WD-40). Но если пружина лопнула, переключатель меняйте - он неразборный.
То же и в случае поломки самих контактов. Их проверяйте, предварительно отсоединив «микрики» от основного пучка и подключив к их проводам омметр. Когда толкатель выступает из корпуса переключателя, - контакт в цепи обязан быть, утоплен - цепь разорвана. Переключатели смонтированы в проводке параллельно, так что если хоть один исправите, стартер оживет. При неудаче есть способ обмануть «защиту» - замкните ее проводку. Но тогда возникает риск «бросить» скутер вперед - если пилот забудет, что при этом нельзя «газовать».
Причиной «разрыва» цепи стартера может быть и поломка кнопки «Пуск». Отсоедините от пучка ее проводок, один щуп омметра прикрепите к нему, другой - к металлической части руля. Если при нажатии на кнопку прибора на шкале появляется обозначение «бесконечность», а затем оно сменяется на «нуль» или показывает несколько Ом, все в порядке.
И о последней возможной причине отказа в цепи стартера - испортилось реле. Снимите с него разъем и измерьте сопротивление управляющей обмотки (ее клеммы соответствуют тонким проводам на разъеме). Норма - 50-60 Ом. Убедитесь в исправности контактов, подающих к стартеру «плюс»: подайте на выводы управляющей обмотки 12 В с аккумулятора - и реле должно громко щелкнуть. Замкнуло оно или нет силовую цепь - это несложно проверить опять же омметром. Кстати, зачастую реле отказывается щелкать после зимней «спячки» техники - силовые контакты залипают в положении «разрыв цепи». «Пробудите» их легким ударом ручной отвертки по металлической крышке реле. Обычно этого хватает, чтобы они опять начали двигаться.
Отсутствие тестера - не повод опускать руки. Прибор заменит элементарная «прозвонка», сооруженная из лампочки и батарейки. Как ею пользоваться, показано на схеме. Однако повышенное сопротивление контактных пар проводки лампочкой не оцените. Поэтому внимательно осмотрите все соединения в системе пуска. Подозрительное - грязь, окислы на соединениях или «болтанку» контактов ликвидируйте.
Выяснение причин «молчания» стартера займет всего час-полтора. А сэкономите $20-30 - столько стоят услуги за проведение диагностики электрика-профессионала.
Также см. статью Ремонт стартера скутера
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.