Валентин Пудовеев
В 1968 году главным конструктором мотопроизводства стал Анатолий Дмитриевич Козин. При нем инициативные разработки заводских конструкторов приняли несколько неожиданный профиль - мотоциклетный. Так, в 1973 году была изготовлена партия спортивных мотоциклов для мотокросса ТМЗ-4.202. Весьма эффектные внешне, они обладали хорошими параметрами: мощность 175-кубового двигателя составляла 23 л.с., сухая масса машины - 96 кг. Была спроектирована также целая серия мотоциклов на мотороллерных (4,00-10) шинах, так называемые "мотомашины" (термин был изобретен ради того, чтобы министерство не запретило заниматься "сторонней" темой). К сожалению, завод не имел своего музея, и многие уникальные разработки в металле не сохранились.
Название "Муравей" оказалось очень удачным для тульского грузовичка.
В том же 1973 году была выпущена партия из 100 грузовых мотороллеров ТГМК-200, оснащенных стеклопластиковой кабиной. Преимущества закрытой кабины для нашего климата вряд ли надо обосновывать (достаточно сказать, что почти вся "сотня" до сих пор колесит по улицам Тулы, по несколько раз поменяв ходовую часть), и приходится лишь пожалеть о том, что отсутствие производственных площадей не позволило развернуть серийный выпуск. Я был назначен главным конструктором мотопроизводства в 1978 году, как раз когда начиналось серийное производство мотороллера "Тулица". Он получил новый двигатель - с алюминиевым цилиндром и чугунной гильзой (что позволило полностью избавиться от главной беды "чугунка" - прихватов поршня), трех-канальной продувкой, упрочненной шатунно-поршневой группой. Все это позволило поднять максимальную мощность двигателя до 14 л.с. Внешне новый мотороллер почти не отличался от "Туриста" - его можно было узнать лишь по алюминиевым литым ступицам колес и укороченному глушителю. В 1980 году было освоено производство нового семейства грузовых мотороллеров на базе узлов "Тулицы" с символически увеличенной до 255 кг грузоподъемностью. Мотороллеры были приведены в соответствие с нормами активной и пассивной безопасности. С 1983 года началось постепенное внедрение в производство узлов новой гаммы моделей. На первом этапе было освоено изготовление нового трубчатого регулируемого руля, воздушного фильтра с пластмассовым корпусом и бумажным фильтрующим элементом, установлен более экономичный карбюратор К62. В 1986 году мотороллеры получили облицовку новой формы - плод коллективного труда заводских дизайнеров. Легковой мотороллер стал называться "Тулица 2", а грузовые, у которых за счет усиления подвески и тормозной системы грузоподъемность поднялась до 320 кг, - индекс ТМЗ-5.403-01 (одноместная модификация) и ТМЗ-5.402-01 (двухместная грузопассажирская модификация).
Дизель - новая надежда.
Многолетняя работа по созданию мотоциклов на 10-дюймовых колесах увенчалась в 1985 году началом серийного производства мини-вездехода на широкопрофильных шинах ТМЗ-5.951 "Тула". Оригинальность его конструкции подтверждена 14-ю авторскими свидетельствами. Новый двигатель получил обратный пластинчатый клапан на впуске, что позволило значительно улучшить его тяговитость. Постепенно мотоцикл вытеснил на конвейере легковой мотороллер, производство которого закончилось в 1987 году. Для того, чтобы чуточку оживить спрос на легковые мотороллеры, в 1986 году была выпущена крупная партия грузовых модулей, превращающих "Тулицу" в 250-килограммовый грузовичок.
Грузовой "Муравей" в современном облике.
Уже в 1989 году мотоцикл был модернизирован. Новая модель, имевшая индекс ТМЗ-5.952, получила новый бензобак, переднюю вилку, двигатель увеличенной мощности. На базе мотоцикла был создан трицикл ТМЗ-5.971, установочная партия этих машин выпущена в 1991 году. А в 1992 году началось производство модификации ТМЗ-5.952Д "Вепрь" на 16-дюймовых колесах.
В 1991 году выпущена партия грузовых мотороллеров ТМЗ-5.403-ОЗК с полукабиной-обтекателем и навесными агрегатами для дачников (древообрабатывающий станок и водяной насос с приводом от двигателя мотороллера гибким валом).
Последний серийный легковой мотороллер - "Тулица-2".
В середине восьмидесятых годов на заводе началась разработка дизельного двигателя малой кубатуры. Он задумывался не только как мотор для грузового мотороллера, но и как силовой агрегат общего назначения, который необходим во многих отраслях народного хозяйства. В 1994 году выпущена первая установочная партия - 200 двигателей Т-450Д.
Безусловно, сегодня мотопроизводство - не только на нашем заводе, но и на других российских предприятиях - переживает не лучшие времена. Выход из этого кризиса - лишь в приближении характеристик нашей продукции к потребностям потребителей^ у нас в стране, и за рубежом.
Мотоцикл ТМЗ-5.952 "Тула".
Модель |
Годы выпуска |
Сухая масса, кг |
Максимальная скорость, км/ч |
Расход топлива, л на 100 км |
Максимальная мощность двигателя, л.с.-об/мин |
Т-200 |
1957-1961 |
155 |
80 |
3,5 |
8-4400 |
Т-200М |
1961-1968 |
145 |
80 |
3,4 |
9-4500 |
"Турист" |
1967-1972 |
145 |
85 |
3,4 |
11-5200 |
"Турист-М" |
1972-1979 |
145 |
90 |
3,2 |
12-5200 |
"Тулица" |
1978-1986 |
140 |
97 |
4,5 |
14-5500 |
"Тулица-2" |
1986-1987 |
138 |
100 |
4,2 |
15-5200 |
Модель |
Годы выпуска |
Грузоподъемность, кг (для бортовой платформы) |
Сухая масса, кг |
Максимальная скорость, км/ч |
Расход топлива, л на 100 км |
Максимальная мощность двигателя, л.с.-об/мин |
ТГ-200 |
1957-1962 |
200 |
240 |
50 |
5,5 |
8-4400 |
ТГА-200 |
1962-1968 |
200 |
245 |
50 |
5,5 |
9-4500 |
ТГМ-200 "Муравей" |
1968-1980 |
250 |
н.д. |
60 |
5,4 |
10-н.д. |
ТГА-200-01 "Муравей" |
1980-1983 |
255 |
240 |
62 |
6,2 |
11,5-н.д. |
5.403 "Муравей-2" |
1983-1986 |
280 |
н.д. |
60 |
6,2 |
12,5-н.д. |
5.403-01 "Муравей-2М" |
1986-1989 |
320 |
н.д. |
60 |
6,2 |
12,5-н.д. |
5.403-02 "Муравей-2М-01" |
1989-1991 |
360 |
н.д. |
60 |
н.д. |
12,5-н.д. |
5.403-03 "Муравей-2М-02 |
с 1991 |
410 |
278 |
55 |
н.д. |
11-4800 |
Модель |
Годы выпуска |
Сухая масса, кг |
Максимальная скорость, км/ч |
Расход топлива, л на 100 км |
Максимальная мощность двигателя, л.с.-об/мин |
5.951 "Тула" |
1985-1989 |
129 |
85 |
3,6 |
12,5-5300 |
5.952 "Тула" |
с 1989 |
128 |
90 |
3,5 |
13-5000 |
5.971 (трицикл) |
с 1991 |
250 |
70 |
5,2 |
13-5000 |
5.952-01 "Вепрь" |
с 1992 |
118 |
90 |
3,5 |
13-5000 |
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.