Иван КСЕНОФОНТОВ, Александр ЛЕБЕДЕВ
Обработка поршневых колец: а - торец, покрытый пористым хромом:
б - шлифованный торец без покрытия; в - недопустимо грубая
обработка рабочей поверхности.
Теперь оценим форму колец - от нее тоже кое-что зависит. Поясним это на примере колечек поршня № 1 - среди испытуемых они самые шикарные (от нас - «пять с плюсом»). Для эффективного уплотнения камеры сгорания мотора скутера достаточно прямоугольных в сечении колец, выполненных из ковкого чугуна. У образца № 1 они трапецеидальные - это позволяет кольцам сохранять подвижность (пружинить) при появлении в канавках нагара.
Боковые поверхности колец № 1 медненые, а слой теплопроводного металла улучшает охлаждение поршня. Да и сама медь, известная как «скользкий» металл, при кратковременном перегреве мотора не даст кольцам застрять в канавках. Но произойди и это, кольца, потерявшие подвижность, не «вгрызутся» в зеркало цилиндра -их торцы имеют «скругление» - две фаски по краям. На рабочую поверхность колец нанесен слой пористого хрома. Он исключительно износостоек, а значит, увеличит ресурс «браслета». Помимо того, пористый металл, как губка, насыщается маслом и меньше изнашивает цилиндр. Причем, на приличную величину: поршневая группа с кольцом без покрытия проигрывает ресурсу хрома до полутора раз!
Под нижним колечком - пружинка-эспандер, она ощутимо добавляет кольцу упругости и сохраняет компрессию. Что же, эти колечки действительно «Racing» - они обеспечат безаварийную работу мотора и при отчаянном стиле езды.
Теперь о других испытуемых. Образец № 2 сопровождают чугунные кольца с «эспандером» под нижним, их мы оценили как отличные. Хромирование без замечаний, фаски на рабочих поверхностях на месте, есть и «трапеция», впрочем, она не столь ярко выражена, как у № 1. А вот меди нет вовсе, за что отметку выставили без «плюса». С поршневой, оснащенной «браслетами», № 2 следует быть поосторожней при отжигании резины. Образец № 3: в его комплекте добротная «чугуни-на», во всем схожая с предшествующей, но попроще - нет пористого хрома, рабочие поверхности просто отполированы.
Внешние признаки, позволяющие судить о качестве детали:
а - качественно обработанное донышко поршня; б - шероховатое, эти «бугры» придется ошлифовывать самому. Обязательная
метка, ориентирующая поршень при монтаже (выделена красным цветом); в - пологий переход от донышка к цилиндрической части; г -
тепловая перемычка 1 должна быть не менее 2 мм; д - микрорельеф, поддерживающий масляную пленку на поршне (увеличение 30х); е -
место измерения максимального диаметра поршня (3-4 мм от среза юбки); ж- отверстие пальца выполнено ка-чественно; з - задиры,
оставленные инструментом, приведут к вибрации и скорому износу колец.
Скажем так: кольца выполнены на «хорошо» - сочетаются с обыденным стилем езды. Мы хотели вынести то же заключение и в отношение колечек №№ 4 и 5 (по форме и металлу они аналогичны № 3), да рассмотрели грубую обработку торцов - заусенцы, риски и каверны. Такая структура прирабатывается к цилиндру за счет повышенного износа его зеркала. Обустроите ими мотор - цилиндр не переживет, как обычно, два поршня, а износится одновременно с первым «горшком». Установка этих деталей в мотор будет оправдана только в случае, если нет ничего более качественного. Оценка кольцам - «трояк» с во-о-от таким минусом. № 6 по исполнению не лучше, по составу металла - «группа риска»: они не чугунные, а стальные. Продвинутый скутерист возразит: сегодня такие кольца самые передовые! Согласны, но сталь должна быть особой - насыщенной «скользким» углеродом. Торец каждого кольца - со скруглением большим, чем у чугунной разновидности, и изготовитель обязан его защитить антифрикционным покрытием (методом фосфатирования, оксидирования и т. п.). Его наличие у № 5 ни осмотр, ни химический анализ не подтвердили. С этими кольцами мотор как-то работать будет и сколько-то проедет, но прогнозировать ресурс поршневой невозможно. Вместо оценки дадим совет: от знакомства с «группой риска» воздержитесь!
Одинаково похвального качества у всех образцов запорные кольца поршневых пальцев. Они из отличной «пружинистой» стали, четко входят в свои канавки. Однако предостережем от слишком вольного с ними обращения. Ставьте колечки, сжимая их по диаметру не более трети. Большего «пружинка» не выдержит - может смяться, при работе мотора выскочить из гнезда и распороть детали поршневой.
Юбка поршня (выделена красным): а - с надежным оловянистым
покрытием; б - незащищенный металл прирабатывается к цилиндру значительно хуже.
Зазоры «Поршень-цилиндр» При установке новых деталей* |
|
---|---|
Производитель «полтинника» |
Зазор (не более), мм |
Suzuki |
0,12 |
Honda |
0.1 |
Yamaha |
0,13 |
Из всех обследованных комплектов достоинствами заметно выделяется образец № 1 - его по сумме отметок отнесем к хай-классу. Незначительно, но проигрывает ему (по скруглению донышка и поршневым кольцам) № 2 - его назовем классным. Образец № 3 признаем приемлемым. Хоть сами поршни №№ 4-6 и «ничего», но использование их из-за халтурных компрессионных колец считаем делом рискованным.
Редакция благодарит за помощь в проведении инструментальных измерений фирму «Автотехнология» МГТУ «МАМИ» и московский завод «Вымпел», компанию «Скутер - М» и мотосалон «Мотозапчасти на Авиамоторной 99 RUS» - за маркетинговые консультации.
P. S. Взявшись исследовать свойства деталей для «полтинников», мы включили в экспертизу и поршень от «Пилота». Исходили из того, что мокик - реальная альтернатива подержанной «желтой» технике. Пусть пользователь знает, с запчастями какого качества ему придется иметь дело. Но и заподозрить не могли, насколько плохи дела с запасными поршневыми к «Пилоту», Обследование показало, что «левака» в продаже - больше половины, да и заводские детали, мягко говоря, не блеск. Поэтому результаты экспертизы «пилотовских» запчастей решили опубликовать отдельным материалом. Об этом - в ближайших номерах «Мото».
Схема работы поршневого кольца при появлении нагара в канавке
поршня: а - трапециевидного (красной стрелкой указана метка,
обозначающая верхнюю плоскость); б - прямоугольного.
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.