Сергей ШКИНЕВ, г. Москва
Расскажу о приключении, выпавшем на долю одного из моих «пациентов». «Японец» из разряда 400-кубового секонд-хэнда вдруг «объявил забастовку», хотя только что ехал отлично. Не отреагировал он ни на замену топлива, ни на попытку «прожечь» цилиндры длительной ездой на открученной ручке «газа» - варварский, но распространенный способ «ремонта». Через сутки мотор задымил выхлопом, и только тогда пилот вспомнил о «службе спасения» - профессиональном мастере. Вскрытие карбюраторов ничего не показало: они - в порядке, зажигание - тоже, вот только изоляторы свечей влажноваты. Логично было замерить компрессию... Вот тогда и грянул гром: вместо положенных цилиндрам 10 атмосфер прибор показал жалкие пять. Казалось, переборка движка неизбежна, тут бы взяться за подсчет затрат на запчасти. Но чуткий нос неуемного механика пронюхал, что чрезмерно пахнет бензином. Откуда? Бензошланги не текли, ниоткуда не капало. Стоп, стоп.... А что, если бензин все-таки протек, но не вовне, а в нутро мотора: произошло что-то вроде инсульта движка - внутреннего бензоизлияния?.. Видели бы вы мину на лице владельца, когда он услышал эту формулировку диагноза...
Схема топливоподачи мотоцикла: 1 - бензобак; 2 - ручной кран;
3 - вакуумный кран; 4 - топливный фильтр; 5 - подкачивающий насос;
6 - карбюратор; 7 - впускной коллектор; 8 - камера сгорания.
Система подачи топлива мотоцикла - это целая цепочка устройств (см. рисунок). Нарушится четкость работы одного из них - и до выхода из строя мотора уже недалеко... У нашего спорт-байка в «кому» впал вакуумный топливный краник - автоматический выключатель подачи топлива к карбюратору. Время и сор в бензобаке сделали свое черное дело - он одинаково хорошо стал пропускать топливо и при работе мотора и при его бездействии. Достаточно попасть мелкой соринке в клапан карбюратора - и топливо из бака по зеркалу цилиндров потечет в масло. Тогда-то и следует «кома» мотора - степень ее тяжести зависит от дозы просочившегося бензина. Малые его дозы ухудшают качество смазки. Дозы побольше, как в нашем случае, выводят мотор из строя за считанные дни, а то и часы. Камеры сгорания пересыщаются парами бензина, и мотор перестает «тянуть», а не в меру разжиженное масло превращает трение в «сухое». Словом, не то что до потери компрессии - до клина недалеко.
Кстати, краник спортбайка, оказалось, предыдущий владелыд уже менял - вместо «родного» вживил деталь от другого «японца». Что в принципе допустимо - их строение аналогично.
Оценить работоспособность и отремонтировать любую разновидность крана несложно - операция по силам каждому.
Слейте топливо из бензобака и отсоедините узел топливного крана в сборе. Доступным способом проверьте полость разрежения на предмет утечки - она должна быть герметична. Разберите краник на составляющие. На что обратить внимание? Сетки фильтров грубой очистки топлива не должны иметь разрывов, уплотнения обязаны плотно входить в посадочные места. Иначе рано или поздно грязь нарушит работу тонких механизмов запорных клапанов. Все сообщество резинок проверьте на эластичность. Глубокие потертости на мягкой тарелке клапана недопустимы. Царапины и заусенцы на металлическом седле загладьте мелкой шкуркой. Запорную пружинку со следами коррозии или погнутыми витками замените. На ее место подойдет пружинка экономайзера из ремком-плекта карбюратора «Лады-Самары». В том же наборе найдете заменители уплотнительных колечек входного фильтра. Пригодные к работе детали промойте: металл - очистителем карбюратора, резину - только чистым бензином. После промывки «освежите» резинки: полчаса-час пребывания в жидкости для восстановления сальников вернут им эластичность.
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.