Иван Ксенофонтов,
Фото Александра Дмитриева
"Птаха", мини-мокик, двигатель - 36,3 см3, мощность - 1,5 л.с., масса - 40 кг.
"Кроха", мотовелосипед, двигатель - 45,4 см3, мощность 1,1 л.с., масса - 30 кг.
Взрослые могут позавидовать (и завидуют) — их ребятишкам теперь есть из чего выбирать себе игрушку с мотором. Да так, чтобы родителей не разорить. Рынок отечественных «мини» пополнился - стараниями ковровского завода. Очередное его «произведение» - экстравагантный мокик «Птаха», который мы и решили сравнить с его потенциальным конкурентом - мотовелосипедом «Кроха».
Если "Птаха" только появилась в продаже и поражает прохожих своей необычной внешностью, то "Кроха" — старый знакомый, «Мото» его тестировал еще в 1996 году. Роднит оба аппарата разве что "блошиная" кубатура — меньше полтинника. В остальном они совершенно разные. Посмотрите: сердце "Крохи" — долгожитель "дэшник", перекочевавший с минимальными изменениями из далеких 60-х. Беглого взгляда на движок "Птахи" достаточно, чтобы понять: он вполне современный. Литровая мощность компактного мотора — 41,7 л.с., почти в два раза выше, чем у "дэшника" — 24,4. Да и внутри все по уму: лепестковый клапан, двухступенчатая коробка, электронное зажигание, настроенная выпускная система, 20-ваттный генератор. Запуск — кикстартером, в то время как "Кроху" завести можно только сходу, крутя педали.
Роднит модели разве что карбюратор — пекаровский К-34, впрочем, одинаково их позорящий. Крайняя примитивность конструкции (в нем нет ни дозирующей иглы, ни системы холостого хода) особенно бросается в глаза на "Птахе". К тому же торчащий в сторону регулировочный винт так и норовит зацепиться за обувь или штанину (правда, уже заканчиваются испытания нового пекаровского прибора К-38).
Еще в "Птахе" «цивилизованный» крепеж — с компактными головками с внутренним шестигранником. Однако инструмент к мокику не прилагается, и шестигранники приходится покупать отдельно. Зато есть куда их положить — в машине предусмотрен бардачок под седлом. Правда, он небольшой, но нужные ключи вмещает. Можно положить еще и запасную свечку — фирмы "Бош". Только такие изделия (модели W6BC или W7AC), по мнению завода-изготовителя, могут работать в форсированном моторе. Кстати, бензинчик-то для "Птахи" нужен 93-ий...
Критерий миниатюрности мотомалышей — возможность их перевозить в лифте, в салоне или багажнике автомобилей. Так вот, "Птаха" входит (по диагонали) даже в самый маленький лифт. Одно неудобство: нет ручки под седлом. Впрочем, один человек легко затащит мокик по лестнице. Если повернуть две трубы-половинки руля (ослабив четыре болта), то «Птаха» легко войдет с салон или багажник "Жигулей". Кстати, возможность легко регулировать положение рукояток руля позволяет удобно сидеть в седле человеку практически любого роста.
Таскать "Кроху" сложнее, хотя она по массе практически не отличается от "Птахи". В лифте ее приходится ставить "на попа", а чтобы поместить в багажник авто, нужно как минимум снять переднее колесо с вилкой.
Впрочем, не для перетаскивания созданы эти машинки — попробуем их на ходу...
Запуск мотора "Крохи" требует разгона на педалях с выжатым сцеплением. "Птаха" заводится по-мотоциклетному, причем с первого (максимум второго) нажатия на кик. Правда, сделать это удается не всем — легковесные подростки и хрупкие девушки здесь «отдыхают». Усилие на рычаге сравнимо с таковым у какого-нибудь 350-кубового аппарата. Это следствие не вполне удачного, как кажется, выбора передаточного отношения пускового механизма.
Особенно обидно, когда запущенный с таким трудом мотор тут же глохнет при троганьи. А происходит это в девяти случаях из десяти. Причины две: крайне малая вращающаяся масса маховика и специфика работы миниатюрного сцепления. Обе причины чисто конструкторские — дает о себе знать поспешность в погоне за сверхмалыми габаритами и весом. Досаждает и карбюратор-капельница — она совершенно не «держит» холостые обороты — теперь ясно, почему мы пришли к выводу, что основным пользователем "Птахи" может быть лишь опытный мотоциклист, а не новичок или ребенок.
Можно, запустив мотор с кика, оттолкнуться ногами, одновременно отжав сцепление. Так надежнее, хотя и не очень солидно. Впрочем, раскручивать педали на "Крохе" тоже не очень солидно...
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.