Александр Щербак, г. Воронеж
Многие мотоциклисты эти крышки снимают вовсе. И напрасно. Во-первых, это многократно усиливает вибрации и может вызвать опасные резонансы. Другое последствие езды без крышек не столь очевидно, но еще более разрушительно: при том же пробеге в поддоне фильтра оказывается примерно втрое больше пыли. Не верите - проверьте сами. Конечно, крышки затрудняют доступ к карбюратору. Но так ли часто нуждается он в обслуживании, если топливный и воздушный фильтры в порядке?
Самая дорогая деталь мотоцикла - коленвал пока никак о себе не напоминает. После 50 тысяч появился совсем незначительный люфт в правом его подшипнике (при покачивании за якорь генератора). Моторную звездочку на левой цапфе пошевелить не удалось.
Уход за цилиндром сводится пока к обычным гигиеническим процедурам. Несколько раз удалял нагар из выпускного окна. Цилиндр не снимал ни разу, поскольку нет такой надобности. А вот головку цилиндра приходится периодически вскрывать: камера сгорания требует чистки. Забыть об этом нельзя - через каждые 7-8 тысяч мотор будет отзываться звонким цоканьем.
Система выпуска, несмотря на незамысловатость своего строения, способна преподнести немало сюрпризов. О том, что в ней откладывается нагар, нарушающий работу двигателя, знают все. Удалять его надо, прибегнув к процедуре прожигания глушителя на примусе или паяльной лампой. Все эти хлопоты - закономерная дань за надежность и простоту совмещенной системы смазки.
Когда после покупки мотоцикла вскрыл коробку передач, она оказалась залита по мерке. Оставить заводское масло все-таки не решился. Промыл картер. Сливную пробку намагнитил, приложив к старому динамику, - и она притягивает к себе металлическую пыль. Масло меняю в начале каждого сезона и в случаях, когда «утоплю» мотор.
Цепь на новом мотоцикле покрыта солидолом. Однако не вся и не тщательно. Поэтому обильно смазываю ее графитно-циатимной болтушкой через каждые 1,5-2 тысячи км. При этом снимаю правую крышку, чтобы визуально проконтролировать ее натяжение. Ухоженная цепь потребовала подтяжки лишь на одиннадцатой тысяче пробега. Она прослужила 46 тыс. км. Но потом все равно пришлось менять. Перед установкой новую цепь «проварил» в консистентной смазке с графитом. Первый раз ее пришлось подтянуть только через 12 тысяч, да и то потому, что не сразу заметил щель между половинками заднего кожуха и цепь «хлебнула» пыли. За этими половинками нужен глаз да глаз! В конце концов, стянул их длинными сквозными болтами, не полагаясь на надежность резьбы в самой крышке. Но если ухоженная цепь в герметичном кожухе может работать и более 40 тысяч км, то замки обязательно меняйте через 10-12 тысяч - деталька эта копеечная. А разорвавшаяся цепь может разнести полмотоцикла.
Полоска войлока, наклеенная за 5 минут, продлила жизнь вилке в несколько раз.
Экипажная часть достаточно проста, и ее «предстартовая» подготовка свелась к минимуму. Еще до начала эксплуатации обильно смазал «литолом» подшипники рулевой колонки. Через 40 тысяч разобрал узел для контроля: смазка сохранилась в достаточном количестве, а детали не носили признаков износа. Сочленение маятника с рамой разболталось уже через 25 тысяч, хотя детали его также были обильно смазаны после покупки. Видимо, надо повторять процесс смазывания в конце каждого сезона. Обнаружив люфт маятника, не пускайтесь в дальние путешествия. Проявившись, дефект стремительно прогрессирует и через несколько сот километров может сделать езду опасной.
Передняя вилка «старой» конструкции может прослужить и более 60 тысяч, но однозначно нуждается в дополнительной защите от пыли. Неэффективные металлические кожухи я удлинил, натянув на них половинки «явской» гофрушки. На гайку-сальник наклеил войлочное кольцо, уплотнившее щель между ней и кожухом. Вся «модернизация» при разобранной вилке заняла менее получаса. С тех пор вот уже 45 тысяч км вилка не течет, а втулки - без заметного люфта.
Задние амортизаторы оставил в покое, и к концу 20-й тысячи они дружно потекли. Увы, с обслуживанием я опоздал - оба штока сильно износились, и пришлось купить новые. Теперь это просто не по карману. Да и велик ли труд - через 6-8 тысяч км снять амортизаторы, разобрать, промыть и заправить чистым маслом? На все уходит меньше часа, а новые штоки и сальники нормально работают вот уже 40 тысяч км.
Иногда спрашивают, каков же вообще ресурс «Планеты»? Вопрос не простой. Маловероятно, чтобы все узлы «скончались» одновременно. Чтобы довести машину до полумертвого состояния, нужно довольно долго безучастно наблюдать, как гибнут несмазанные и неотрегулированные детали. Вряд ли подобное допустит нормальный хозяин. Недаром ведь на некоторых мотоциклах 50-60-х годов выпуска ездят уже внуки первого владельца и не считают круги на спидометре.
Конечно, в «Планете» есть что улучшить, но, увы, жизнь показывает, что вреда нововведения приносят куда больше, чем пользы. При хорошем уходе, с заменой шин, свечей, замочков цепи этот мотоцикл способен «ходить» десятки тысяч километров, таскать по хозяйству увесистый прицеп, продираться в дальние уголки на природе, возить хозяина к теплым морям или северным озерам.
Также см. статью Иж «Юнкер»
Также см. статью ИЖ-6.903
Также см. статью Тюнинг Юпитера
Также см. статью Характеристики Планеты-Спорт
Также см. статью Мотоцикл ИЖ - самая обычная "Планета"
Также см. статью Jawa-350/634 и «Иж-ПС 350»
Также см. статью Форсировка мотора «ИЖ-ПС»
Также см. статью Ремонт двигателя «Иж-Юнкер»
Также см. статью Модернизация двигателя «Юпитера»
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.