На вопросы читателей «Мото» отвечает сотрудник Ирбитского мотозавода, механик-испытатель с 20-летним стажем, мастер спорта по мотокроссу Михаил ТЮЛЕНЕВ.
Хочу установить на ИМЗ-8.103-10 систему инерционного наддува, описание которой я нашел по каталогу. Требует ли эта установка существенных переделок мотоцикла?
Действительно, такая система одно время была в продаже. Но на ИМЗ ее не производили. Она представляет собой два патрубка со вставленными пропеллерами, размещенными во впускных каналах между карбюраторами и головками цилиндров. По утверждению анонимных разработчиков, вращающиеся на осях пропеллеры (другое, более наукообразное их название - гомогенизаторы смеси) создают турбулентность, которая способствует лучшему перемешиванию топлива с воздухом. На стенде мотозавода провели испытания и получили результат: система ничего не дает. Мало того, возникает опасность того, что лопасти могут отлететь и попасть в камеру сгорания. Поэтому заводские специалисты не рекомендуют устанавливать на мотоцикл этот гомогенизатор.
В инструкции на «Урал» 67-36 указано, что в КП следует заливать моторное масло и менять его каждые 4000 км. Не лучше ли использовать трансмиссионное (и какое?) и менять его реже?
Следует пользоваться рекомендованными заводом моторными маслами. Дело в том, что у мотоциклов «Урал» 67-36 в коробке
передач не была предусмотрена интенсивная смазка подшипника шестерни 4-й передачи на вторичном валу. Поэтому использование более
густого трансмиссионного масла часто приводит к выходу из строя подшипника и подклиниванию шестерни 4-й передачи.
На более поздних моделях стали устанавливать маслоразбрызгиватель и направляющий желобок. На них использование трансмиссионного
масла (и более редкая его замена) вполне оправдано.
У моего ИМЗ-8.102-10 1993 года выпуска (пробег 18 000 км) раздается визжащий звук из КП. В чем причина и как устранить неполадку?
Причина - в масляном голодании шестерни 4-й передачи. Возможно, вы не заметили, что ездили с недостаточным уровнем масла. Или залили не тот сорт. Придется разобрать КП и заменить негодные детали.
Можно ли установить на раму К-750 двигатель от «Урала»? И возникнут ли проблемы с техосмотром?
Можно, эти моторы взаимозаменяемы по местам крепления. Осложнения могут возникнуть при регистрации, если двигатель производства Киевского мотозавода. Если Ирбитского (здесь тоже выпускали К-750), то ГАИ возражать не станет.
Говорят, что на двигатель «Урала» М-67 легко установить стартер от лодочного мотора «Вихрь». Это правда?
Ни подтвердить, ни опровергнуть не могу: на Ирбитском мотозаводе ничего об этом не слышали.
Как изменится у «Урала» интенсивность нагрева двигателя, если вместо масляного фильтра включить в цепь масляный радиатор от ЗАЗ?
Установка масляного радиатора в любом случае увеличивает объем масла в двигателе, что уже само по себе хорошо. А вот от фильтра отказываться нельзя - без него мотор может «кончиться» быстрее, чем от перегрева.
Производит ли Ирбитский мотозавод кроссовые мотоциклы с коляской? Каковы их характеристики и где их можно купить?
Кроссовую модификацию оппозита — модель «ИМЗ-8.201 Кросс» прекратили выпускать серийно в 1988 году. На самом деле, мотоцикл мало чем отличался от серийного - на нем не было люльки, световых приборов, в системе зажигания стояло магнето. Мощность тоже не выше (36 л.с.), хотя и устанавливали другие поршни. Коробка передач, карданная передача, мост, подвески - все серийное.
У меня «Урал» М-67-36. Какое электронное зажигание (желательно с изменяемым углом) можно на него установить?
Сейчас только один завод в России - в Екатеринбурге выпускает электронное зажигание. Оно имеет изменяемый до 15-20 градусов угол опережения и отлично работает.
Почему мой «Урал» во время длительного движения на оборотах чуть выше средних начинает издавать какой-то звон (словно внутри колокольчик), а потом глохнет прямо во время движения. Но после остановки заводится как ни в чем не бывало.
Вероятнее всего это прихват поршня. Советую разобраться без отлагательства в причинах дефекта, иначе последствия могут наступить самые неприятные.
Как на «Урал» ИМЗ-8.103-10 пристроить колесо 175x70R14? В штатном маятнике мешает карданный вал. Если просто расширить маятник и сместить мост, упругий шарнир получается перекошенным...
Нужно расширить маятник, сместить в сторону мост и использовать карданы от «Волка».
У моего «Урала-Волк» 2001 года выпуска в КП производителем не устанавливалась передача заднего хода. В то же время все современные ирбитские «одиночки» такой передачей оснащены. Можно ее самостоятельно установить, и пройду ли я с нею техосмотр?
Нужные детали подойдут от КП для «колясочников». Со стороны ГИБДД претензий не будет, поскольку подобное переоборудование не противоречит нормативам автоинспекции.
Я прочитал, что мотоциклы «Урал» и «Днепр» можно эксплуатировать без «люльки», если установить дуги безопасности и дополнительное электрооборудование. Действительно ли это сейчас? У меня К-750 1960 г.в.
Мой мотоцикл «Урал» ИМЗ 8.103 оборудован правыми указателями поворотов, дугами безопасности. При регистрации потребовали, чтобы я прицепил к нему коляску. Прицепил и зарегистрировал. Можно ли теперь ездить без коляски, или меня за это оштрафуют?
Из советских тяжелых мотоциклов только в инструкции к «Днепру» МТ10 написано: «Мотоцикл преимущественно эксплуатируется с прицепной боковой коляской, однако по желанию потребителя может применяться и без коляски». Все остальные «Днепры» и «Уралы» предназначены либо для езды с коляской, либо без нее. Особенно строго написано в инструкции к «Днепру» МТ16 (с приводом на коляску): «Мотоцикл эксплуатируется только с боковым прицепом». Чтобы разобраться, чем вызваны ограничения, заглянем в инструкцию к КМЗ-8.157-01 «Днепр», который «предназначен для эксплуатации без бокового прицепа». В ней первым делом даны отличия этой модели от базовой: КМЗ-8.155 «Днепр» МТ11. Рассмотрим самые главные.
1. Колеса с шинами 3,5-18 - «колясочные», 3,75-19 не предназначены для езды с высокими скоростями.
2. Главная передача с меньшим передаточным отношением (3,89 вместо 4,62) -она нужна, чтобы мотоцикл мог развить большую скорость, а мотор работал с положенной нагрузкой и не «перекручивался». Если коленвал раскрутится до слишком больших оборотов, может развалиться газораспределительный механизм. А у «Днепров» при чрезмерно больших оборотах, бывает, ломается коленвал.
3. Изменено передаточное число шестерен привода спидометра - иначе спидометр будет давать неверные показания - следствие изменения передаточного отношения главной передачи.
4. Установлены пружины передней вилки и амортизаторов задней подвески с меньшей жесткостью - мотоцикл без коляски намного легче, значит, подвеска станет «дубовой».
5. Мостик и траверса переднего колеса измененной конструкции - мотоциклу без коляски нужны другие геометрические параметры передней подвески.
6. Маятник подвески заднего колеса установлен в раме на подшипниках качения, а не на сайлент-блоках - так мотоцикл лучше «держит дорогу».
7. Справа установлены указатели поворотов.
На первый взгляд, одни из этих изменений нужны для увеличения долговечности мотоцикла, другие - для повышения комфорта. Но, внимательно вчитавшись в каждый пункт, понимаешь, что все они существенно влияют на безопасность. И становится ясно, что запрет на езду без коляски не прихоть ГАИ или конструкторов мотоцикла.
Читать другие статьи по теме Мотоцикл «Урал», «Днепр»
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.