Иван КСЕНОФОНТОВ,
фото Павла КОСОЛАПОВА
Не следует считать всех, кто принимается за тюнинг моторов, нарушителями законов. Да, по требованиям безопасности, в большинстве стран в 50-кубовых моторах скутеров должна быть предусмотрена возможность их дефорсировать (как мы частенько говорим, - «задушить»), чтобы в таком виде продавать водителям с упрощенными - «скутерными» правами. Но если ты взрослый и со «взрослым» удостоверением, никто тебе не запретит вернуть скутеру заложенные в него «лошадки» - чтобы сполна получить удовольствие от полноценной езды. Ведь мы ездим прежде всего ради этого - ради удовольствия.
Так что придание машинке большей динамики - не есть нарушение ПДД, а понятное желание обезопасить себя. По аналогии: максимальная скорость у многих мотоциклов - под (а у многих и за) 200 км/ч (при том, что почти во всех странах установлено ограничение на дорогах 90 км/ч), но это вовсе не ставит мотоциклистов «вне закона».
Коммутатор с бобиной.
Снятие ограничителей с «удушенных» скутеров на большинстве моделей - относительно простая процедура.
Производители «душат» аппараты чаще всего «электронным» образом. Выход - установить новый коммутатор. Только одна замена коммутатора обычно прибавляет 15-20 км/ч скорости.
Коммутатор с ограничителем максимальных оборотов и тумблером.
Выпускают любопытный коммутатор с выносным тумблером, истинное назначение которого никто не афиширует. В инструкции записано, что он - «переключатель режимов». Но все прекрасно знают, что эта якобы ни о чем не говорящая информация - для обмана полиции. А именно: за границей прямо на улице вас могут остановить, установить скутер на передвижной динамометрический стенд, чтобы измерить его возможности достижения максимальной скорости. Если прибор покажет, что «табуретка» способна развить более 50 км/ч, владельцу грозит внушительный штраф. Но достаточно незаметно нажать на потайной тумблер - и мотор сразу же станет «вялым» и «дохлым».
Выпускают много видов коммутаторов, на разные модели (у некоторых коммутатор совмещен с катушкой зажигания). У скутеров «без хитростей» в системе зажигания нелишне заменить и стандартный блок управления зажиганием CDI на тюнинговый. Последний выставляет угол опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя, а значит, с ним двигатель будет лучше раскручиваться на «верхах». Существуют безумно дорогие коммутаторы - они стоят сотни евро. Но стоят того: с такими можно самостоятельно программировать режимы работы мотора.
Простейший коммутатор с изменяемым углом опережения зажигания.
Итальянские фирмы Polini и Malossi предлагают обширный ассортимент китов (от англ. Kit - набор) для двигателя и трансмиссии. Не заморачивайтесь на споре, чей лучше: цены их очень близки, разница - в нюансах.
Главный недостаток китов в том, что они ориентированы главным образом на европейские модели - Malaguti, Aprilia, Italjet, хотя кое-какие подойдут для Honda и Suzuki. «Сузучий» мотор очень похож на Franco-Morini, у Malaguti, Aprilia, Italjet и Derbi тоже много общего. У Yamaha вообще все замечательно: ее моторы идентичны европейским, и все, что устанавливают на японские машинки, подходит и к европейским.
Установку набора может произвести механик-любитель в условиях необорудованного гаража. Однако профессионал со специнструментами способен «выжать» из движка гораздо больше - за счет того, что лучше подгонит цилиндр к картеру, увеличит сечение продувочных каналов в картере, расточит канал под лепестковый клапан.
Кит Polini. Кит Malossi.
В вариаторе, состоящем из двух шкивов и ремня, настраивают прежде всего центробежный узел, расположенный в одной из половин ведущего шкива. Настройка заключается в подборе грузиков, размещенных в пазах. От их веса зависит величина центробежной силы, с которой грузики воздействуют на половину шкива, - сдвигая его, а значит, и изменяя передаточное отношение трансмиссии. Чем грузики тяжелее, тем быстрее уменьшается передаточное отношение при одних и тех же оборотах двигателя. И наоборот, чем легче грузики, тем при более высоких оборотах медленнее будет изменяться передаточное отношение.
При подборе веса грузиков обязательно учитывайте протекание характеристик двигателя, то есть зависимость его мощности и крутящего момента от оборотов. Например, если двигатель демонстрирует хорошую тягу «на низах» (то есть, на малых оборотах), то грузики можно установить потяжелее: они быстрее будут сводить шкивы, а значит, уменьшать передаточное отношение и увеличивать скорость. И наоборот, форсированный двигатель, у которого в характеристике ярко выраженный пик мощности приходится «на верха», а невысокая мощность на малых и средних оборотах, для повышения динамики старта требует более легкие грузики. Если на двигатель установить тяжелые грузики, они сведут шкивы в тот момент, когда обороты двигателя малы, а значит, и выдаваемой им мощности будет недостаточно, чтобы «нормально» трогаться: ни о каком динамичном разгоне тут и речи быть не может.
Замена роликов вариатора - самый быстрый способ перенастройки вариатора.
Если вы не видите смысла проводить кардинальный тюнинг, совсем необязательно менять вариатор - в большинстве случаев достаточно заменить грузики. Сделать это просто и быстро, как описано в «Мото», № 4-2005. Для более же искушенных скутеристов понадобится специальный - «рейсинговый» вариатор, с ним обеспечивается более тонкое и точное изменение передаточного отношения. Существует и полный набор для трансмиссии: он включает в себя вариатор, ремень, наборы грузиков и пружин центробежного сцепления.
После замены грузиков рекомендуется установить и другую пружину ведомого шкива. В китах она обычно идет в комплекте с вариатором, ремнем и грузиками. Но может продаваться и отдельно. Ее следует подбирать по цветовой маркировке - зеленая, красная, желтая, белая. Последняя считается самой «зверской», она для самого мощного мотора. В каталогах все эти подсказки существуют. На практике замена грузиков не всегда требует замены пружины.
Кевларовый ремень.
Его меняют на тюнинговый, если штатный не справляется с возросшей мощностью двигателя. Признаком «недомогания» служат рывки, пробуксовка, следы «горелости» на шкивах или вдруг наступившая слишком скорая «кончина» ремня.
У тюнингового ремня вариатора те же размеры, что и у штатного, но выполнен он из более прочных и стойких к перегреву материалов, например, кевлара. Установлено, что кевларовый ремень служит дольше, а цена его не намного выше штатного.
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.