текст, фото Алексей ГАРАГАШЬЯН
Износ звездочек цепной передачи - явление столь же естественное, как стирание шин. Для отечественных мотоциклов найти эту деталь в магазинах несложно. С иномарками - хуже, тем более в глубинке. Здесь звездочку просто делают заново либо наваривают новый венец на старую внутреннюю часть. Но есть еще один способ восстановления, назовем его экстремальным. На звездочку наплавляют новые зубья и обрабатывают их абразивным инструментом.
Наплавление зубьев звездочки: 1 - наплавляемый металл на внешней стороне; 2 - зуб после обработки; 3 - изношенный зуб; 4 - наплавляемый металл с внутренней стороны.
Особенно полезным этот способ может оказаться путешественнику, "прикончившему" звездочку где-нибудь в глубинке, где нет ни запчастей, ни станков, ни материалов. Однако ресурс восстановленной таким способом звездочки может быть даже большим, чем новой. Тем более, если использовались специальные высоколегированные электроды для наплавки кромок ковшей экскаваторов и ножей бульдозеров. Но, как показала практика, даже самыми обычными электродами или сваркой полуавтоматом можно наплавить зубья. В этом случае их ресурс будет, конечно, ниже, но несколько тысяч километров выдержат. Если звездочка имеет выступающую цилиндрическую часть, по которой работает сальник, обязательно защитите ее от попадания искр с помощью тонкой стальной полоски.
Не спешите выбрасывать такую звездочку на помойку.
Вначале наплавьте металл на наиболее изношенную сторону звездочки, используя остатки зубьев в качестве ориентира. Высоту наплавленных зубьев контролируйте штангенциркулем - она должна быть на пару миллиметров больше "штатной" высоты зубьев. Затем прошлифуйте звездочку по плоскости и доведите высоту зубьев до необходимой. Переверните звездочку не тронутой сваркой внутренней стороной вверх и по "разметке" сформируйте необходимый профиль зуба. Контролировать этот профиль удобнее всего любым цилиндрическим предметом, имеющим тот же диаметр, что и ролик цепи. При наплавке металла старайтесь не перегреть звездочку, чтобы не отпустить зону шлицев. Для этого достаточно, не торопясь, наплавлять по одному зубу и давать металлу немного остывать. Обработку внутренней части звездочки начните со шлифовки плоскости - так будет лучше виден создаваемый профиль зуба.
Пользуясь уже сформированным профилем зубьев с наружной стороны, доведите высоту зубьев и их профиль до необходимых размеров.
Для окончательной подгонки наденьте на звездочку цепь. Определите, имеются ли места, где нет прилегания цепи к впадинам зубьев. Отметьте такие места и прошлифуйте их. Если на зубьях остались раковины от сварки, разделайте их на наждаке, вновь проварите и зачистите.
Пригодность звездочки проверяют по прилеганию цепи.
Снимите фаски с вершин зубьев или немного скруглите их. Если этого не сделать, то при ослаблении цепь может зацепиться щечками за острые края зуба и соскочить.
Установите на мотоцикл слегка изношенную цепь и прокатитесь несколько десятков километров. После такой обкатки можно ставить новую цепь. На весь ремонт уходит 1-3 часа, в зависимости от квалификации работника и технического уровня оборудования.
Варить следует по одному зубу, не перегревая звездочку. Поверхность под сальник следует защитить от искр.
ОТ РЕДАКЦИИ: Честно говоря, мы чаще всего скептически относились к подобного рода "соплестроению", и потому этот материал Алексея Гарагашьяна, при всем к нему уважении, год пролежал в редакционном портфеле. И только благодаря случаю читатели видят описание этого уникального вида ремонта. Дело было так. Во время очередного редакционного пробега на "Ямахе ХТ400" неожиданно выкрошился один зуб. Поскольку звездочка была куплена совсем недавно (за $15) в уважаемом салоне, то мысль взять другую в запас даже не приходила в голову... Что предпринять? Пришлось воспользоваться отложенным советом. И неожиданно все легко получилось! Теперь уж грешно было не опубликовать ценный опыт. До злополучной фирменной звездочки на мотоцикле стояла другая, с самодельным венцом, наваренным "на родное" основание. Эта звездочка с честью отслужила около 10 000 км, износ ее зубьев был равномерным, без выкрашиваний. Вывод: не все то лучшее, что фирменное. И не все то плохое, что "самопальное". И еще одно замечание. В дорогу дальнюю все-таки лучше взять запасную звездочку. Но советы А. Гарагашьяна пусть останутся в памяти. На всякий случай.
Также см. статью Как восстановить звездочки на иномарках. «Колхозные» методы ремонта.
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.