Борис ДАХНОВСКИЙ,
Иван КСЕНОФОНТОВ,
фото Николая МАЙОРОВА
Чтобы отделить механизм центробежного сцепления от ведомого шкива, открутите соединяющую их гайку. Она обычно затянута с моментом не меньше 50-55 Н-м, а для того, чтобы ее открутить, понадобится еще большее усилие. Поэтому узел лучше зажать в тисках. Гайка здесь узкая, чтобы не испортить ее грани, воспользуйтесь головкой или накидным (но не рожковым!) ключом. Будьте готовы к тому, что вам может понадобиться инструмент нестандартного размера, например «под ключ» 34 мм, как на нашем скутере. Открутив гайку, вы получите доступ к одной из деталей, определяющих характеристику вариатора - пружине, сдвигающей половинки ведомого шкива. Измерьте ее длину штангенциркулем и проверьте - сравните размер с тем, что указан в справочной литературе: не просела ли она? Если пружина короче положенного, замените. Обратите внимание на цвет метки: он указывает группу жесткости, соответствующую определённому весу грузиков. Поэтому, если не хотите, чтобы характеристика вариатора изменилась, ищите пружину с тем же цветом метки.
|
|
|
Если выработка барабана центробежного сцепления превышает 0,5 мм, замените его. |
Снимаем ведомый шкив вариатора. |
Так собирается узел ведомого шкива. |
С обеих сторон вала неподвижной.щеки ведомого шкива запрессованы игольчатые подшипники (или один игольчатый и один шариковый) и установлены сальники. Проверьте, есть ли в подшипниках консистентная смазка, при необходимости добавьте. Но не переусердствуйте: избыток смазки выдавится через сальники, а центробежная сила непременно забросит ее на ремень. И вам снова придется полностью разобрать весь вариатор, удалить лишнюю смазку, обезжирить щеки шкивов и ремень чистым бензином или растворителем - иначе скутер не поедет. Шкивы эту неприятность перенесут безболезненно, а вот срок службы ремня после его контакта с растворителем может существенно сократиться.
Проверьте подвижность щек ведомого шкива относительно друг друга. Подвижная щека должна перемещаться легко и без заеданий, с небольшим поворотом (внутри нее есть винтовые пазы). Если почувствуете сопротивление, - разберите узел, очистите и смажьте поверхности тонким(!) слоем консистентной смазки. Задиры и заусенцы можно попробовать зачистить мелкой шкуркой, но лучше поврежденные детали заменить.
Чтобы разобрать этот узел, снимите с помощью двух тонких отверток седло пружины, извлеките плоскогубцами с тонкими губками направляющие штифты (их два или три - в зависимости от модели скутера) и снимите подвижную щеку шкива с вала неподвижной. Оцените, не пора ли заменить кольцевые резиновые уплотнения. Перед сборкой смажьте трущиеся поверхности тонким слоем консистентной смазки. После того, как вставите штифты, не забудьте смазать и винтовые канавки. Чтобы, осаживая седло пружины, не повредить резиновые кольца, смажьте их, а седло слегка поворачивайте.
|
|
|
Чтобы разъединить половинки ведомого шкива, снимите обойму с подвижной части... |
...и выньте штифты. Заодно проверьте состояние резиновых уплотнений. |
Проверьте штангенциркулем или линейкой плосткостность поверхности половинок шкивов. |
При сборке узла потребуется вторая пара рук (один работник, держась за подвижную щеку шкива, обеими руками сжимает пружину, а помощник закручивает гайку). Можно закрутить гайку и в одиночку, если заменить помощника специальным приспособлением или струбциной.
При сборке трансмиссии нанесите на болты и гайки по капле фиксатора резьбы и затяните динамометрическим ключом с моментами, рекомендованными инструкцией по ремонту вашего скутера. Если инструкции нет, руководствуйтесь цифрами, приведенными в таблице (она на этой странице).
Чтобы открутить гайку крепления ведущего шкива, понадобится приспособление для фиксации коленчатого вала. Так как его закрепляют с другой стороны двигателя, позовите помощника. Гайка, которую нужно открутить, находится под втулкой с храповиком кикстартера. Ее нетрудно снять при помощи пассатижей.
|
|
|
Начинаем разборку привода кикстартера: снимаем стопорную шайбу (1); фигурную шайбу (2); пружину (3); шестерню с храповиком (4). |
Втулку с храповиком кикстартера снимите пассатижами. |
Один «ремонтник» фиксирует ротор генератора... |
Чтобы добраться до ротора генератора, который и предстоит застопорить, снимите правую нижнюю часть облицовки (соблюдайте при этом те же предосторожности, что и при демонтаже левой). Затем снимите кожух системы охлаждения и крыльчатку вентилятора. Теперь можно фиксировать ротор генератора - для этого существует несколько типов приспособлений. Можно и без них, если, придерживая ротор руками, откручивать гайку с помощью ударной отвертки или пневмогайковерта с насадкой-переходником под шестигранную головку.
Когда гайку открутили, снимите с левой цапфы коленчатого вала втулку кикстартера, крыльчатку вентилятора, неподвижную щёку ведущего шкива, втулку муфты вариатора и саму муфту.
|
|
|
.., а другой при помощи глубокой головки откручивает гайку, крепящую узел ведомого шкива... |
...или, если нет приспособления для фиксации ротора генератора, откручивает гайку ударной отверткой. Тогда и «вторые руки» не нужны. |
Муфта вариатора разобрана: 1 - крышка муфты; 2 - подвижная пластина; 3 - корпус муфты с грузиками. |
Чтобы разобрать муфту, открутите винты, крепящие ее крышку. Снимая её и расположенную под ней пластину с направляющими канавками (держатель грузиков), будьте осторожны - не повредите резиновое уплотнительное кольцо. Добравшись до грузиков, оцените состояние их рабочих поверхностей: они должны быть цилиндрическими, без следов износа. Не должны быть изношенными и желобообразные поверхности в корпусе муфты. Перед сборкой смажьте эти поверхности небольшим количеством консистентной смазки.
Собирайте вариатор в обратной разборке-последовательности, затягивая крепеж с моментами, указанными в таблице.
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.