Борис ДАХНОВСКИЙ,
Иван КСЕНОФОНТОВ,
фото Николая МАЙОРОВА
Если скутер стал вял, а уж тем более когда появились непонятные стуки-грюки, а вы уверены, что дело не в двигателе, то значит, пришла пора ревизии вариатора.
Крышка вариатора с механизмом кикстарте-ра снята. Можно приступить к осмотру.
Прежде всего нужно снять левую нижнюю часть облицовки скутера. Не уговаривайте себя, что и когда она на месте, вся «механика» доступна: облицовки, как правило, мешают. Не переусердствуйте: усики, которыми крепится облицовка, не так уж и прочны.
Проверить ширину ремня просто - штангенциркулем.
Открутите винты крепления крышки вариатора. Если они «прикипели», обстучите их молотком через вороток. Когда винты выкручены, чтобы деталь легче отсоединилась, обстучите ее киянкой (или молотком через деревянный брусок). Постарайтесь не повредить прокладку между крышкой вариатора и картером. А лучше, как советуют руководства по ремонту, сразу подготовьте новую для замены.
Сняв крышку, осмотрите ремень и все узлы вариатора. Возможно, какая-либо деталь разрушилась (что маловероятно) или после неквалифицированного обслуживания «в прошлой жизни» открутилась какая-нибудь гайка (что не исключено). Если до ремонта стук в вариаторе был явным, его причина, скорее всего, обнаружится при осмотре.
Маркировка ремня вариатора нанесена на его внешней поверхности.
Ширина нового ремня обычно маркируется на наружной поверхности, там же обычно указывают и его длину, которую нужно знать при покупке запчасти. Чтобы измерить ширину (удобнее - штангенциркулем), снимать ремень с вариатора необязательно.
У разных моделей предельно допустимый износ ремня может колебаться от 0,5 до 1 мм. Не поленитесь полистать справочную литературу. Если измеренный размер меньше минимально допустимого или на ремне дефекты (порезы, трещины, отслоения), не задумываясь, замените его на новый. При установке внимательно рассмотрите маркировку: она иногда включает стрелку, указывающую направление движения ремня. Пренебрегать этой подсказкой не стоит.
У некоторых скутеров можно снять ремень, разжав половинки ведомого шкива руками.
На некоторых скутерах его можно снять без демонтажа других деталей - если картер просторный настолько, что образуется свободный доступ к ремню. Разведите щеки ведомого шкива, чтобы вывести ремень на минимальный диаметр. Для этого прижмите руками подвижную щеку к барабану центробежного сцепления, преодолев усилие пружины (оно не очень большое). А еще можно, слегка поворачивая шкив, сжать рукой ветви ремня. После этого, придерживая подвижную щеку ведомого шкива в этом положении, перевалите ремень через наружную щеку ведущего шкива и, поворачивая его, снимите ремень.
Но на большинстве скутеров перед заменой ремня вариатора необходимо демонтировать один из шкивов - ведомый (вместе с центробежным сцеплением) или ведущий (с муфтой). Легче демонтировать ведомый, но если собираетесь заменить заодно и грузики вариатора, разумеется, снимайте ведущий.
Открутите гайку, которая крепит этот узел к валу редуктора. Чтобы барабан не провернулся, зафиксируйте его специальным приспособлением (если оно есть). Можно его застопорить и иначе -совместить одно из отверстий барабана с отверстием в основании, на котором крепятся колодки центробежного сцепления, вставить в него вороток или какой-нибудь стальной стержень. На время откручивания гайки нажмите на тормоз заднего колеса.
Если предстоит заменить всего лишь ремень, а центробежное сцепление и ведомый шкив трогать не собираетесь, то дальше этот узел разбирать не стоит. Чтобы снять ремень, разведите щеки ведомого шкива, преодолевая усилие пружины, и, утопив между ними ремень, снимите с вала весь узел. Замените ремень и собирайте в порядке, обратном разборке.
Но есть смысл проверить состояние деталей центробежного сцепления. Снимите барабан центробежного сцепления, осмотрите его рабочую поверхность и поверхность фрикционных накладок колодок: здесь не должно быть сколов и трещин, а толщина - меньше указанной в справочной литературе (если не удалось найти точные данные, примите за минимум 1,5 мм). Обнаружите дефекты - колодки пора менять, причем весь комплект.
На поверхности барабана не должно быть глубоких рисок и признаков неравномерного износа. Даже если рабочая поверхность достаточно гладкая, но выработана больше чем на 0,4-0,5 мм, его придётся заменить.
![]() |
![]() |
![]() |
Зафиксировав заднее колесо тормозом скутера, открутите гайку крепления механизма центробежного сцепления с ведомым шкивом. |
Если пользоваться приспособлением, демонтировать механизм центробежного сцепления от ведомого шкива можно, не снимая узел со скутера. |
Проверьте длину пружины. Если ее менять, то только на деталь с меткой такого же цвета. |
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.